Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 6. Исполнительная власть

Исполнительная власть принадлежит президенту республики, кото­рому помогают министры. Совета министров как особого органа в Брази­лии нет. Как и в США, министры образуют кабинет, заседающий под председательством президента и являющийся его совещательным орга­ном. Министрами могут быть бразильские граждане, достигшие 21 года.
Президент избирается на 5 лет прямым голосованием граждан, как уже отмечалось, по мажоритарной системе абсолютного большинства только на один срок и в дальнейшем не может быть вновь избран на этот пост в течение всей своей жизни. Одновременно с президентом избира­ется вице-президент, кандидатура которого выдвигается той же партией. Избрание вице-президента на второй срок также не допускается. В слу­чае неспособности президента выполнять свои обязанности его последо­вательно замещают вице-президент, председатель палаты депутатов, се­ната, Федерального верховного суда.
В соответствии с латиноамериканским подходом к структуре органов государства и их полномочиям президент Бразилии обладает большей властью, имеет более широкие собственные полномочия, чем прези­дент США. Он самостоятельно назначает министров (согласия сената не требуется); руководит всей федеральной администрацией; подписывает и опубликовывает законы; имеет право вето; издает декреты и регламен­ты в сфере исполнительной деятельности; издает акты, имеющие силу закона (либо на основе делегирования полномочий парламентом, либо временные акты, но без делегирования); руководит отношениями с ино­странными государствами; подписывает международные соглашения (но ратифицирует их парламент). Он издает декреты о состоянии федераль­ной интервенции, обращается к Национальному конгрессу с послания­ми, предлагая соответствующие меры.
После заслушивания мнения Совета республики и Совета националь­ной обороны (этот орган создан вместо прежнего Совета национальной безопасности) президент издает декреты о состоянии обороны и осадном положении. Состояние обороны вводится при стихийных бедствиях, при угрозе постоянной стабильности институтов государства, но не при напа­дении на страну. В этом случае могут ограничиваться некоторые консти­туционные права: свобода собраний, тайна переписки и др. Осадное по­ложение вводится при волнениях общегосударственного характера, при отражении иностранной агрессии, состоянии войны, а также в случаях, если меры, принятые в условиях состояния обороны, оказались неэффек­тивными. При осадном положении возможны более значительные огра­ничения конституционных прав: обыски, аресты, реквизиции, контроль над средствами массовой информации со стороны исполнительной влас­ти, а не судебных органов. Осадное положение объявляется на срок не более 30 дней. Введение состояния обороны и осадного положения нуж­дается в подтверждении парламентом (если он не заседает, то должен быть созван в течение пяти дней). Не утвержденные им меры утрачивают силу немедленно.
Президент — верховный главнокомандующий. Он назначает офице­ров. С одобрения сената назначает членов Федерального верховного суда, генерального прокурора, генерального атторнея, членов Суда сче­тов, председателя Центрального банка и некоторых других высоких должностных лиц, часть членов Совета республики. Президент представляет парламенту перспективные многолетние планы, председательствует в Совете республики и в Совете национальной обороны, объявляв войну и заключает мир (в обоих случаях с утверждения Национального конгресса). Он может делегировать свои полномочия нижестоящим должностным лицам, но соблюдая пределы делегирования, т.е. тот объем полномочий, который предоставлен ему самому. Президент присуждает почетные звания, отличия, награды.
Президент несет ответственность за преступления, направленные против существования федерации, против осуществления гражданами своих конституционных прав, против поддержания мира, а также за вос-препятствование принятию законов и судебных решений. В 1993 г. в порядке импичмента за взяточничество и другие преступления был отре­шен от должности и затем предан суду президент Ф. Колор.
Наряду с вице-президентом и министрами президенту помогают в работе два важных совещательных органа: Совет республики и Совет национальной обороны. В состав первого входят: вице-президент, пред­седатели обеих палат парламента, лидеры парламентского большинства и оппозиции в обеих палатах, министр юстиции, шесть известных граж­дан, два из которых назначаются президентом, два — палатой депутатов и два — сенатом на 3 года (переназначение не допускается). Совет наци­ональной обороны включает вице-президента, председателей обеих палат парламента, министров юстиции, внешних сношений, планирова­ния, военного министра. Совет республики и Совет национальной оборо­ны обсуждают вопросы национальной безопасности, обороны, дают свои заключения при введении состояния обороны, осадного положения, при вмешательстве федерации в дела штата (штатов). Кроме того, Совет республики обсуждает вопросы стабильности демократических институ­тов. Совет национальной обороны занимается вопросами военного ха­рактера.
Под общим руководством президента работает огромный государст­венный аппарат. Кадровые чиновники несменяемы, уволить чиновника можно лишь при нарушении им закона, достижении пенсионного возрас­та (обязателен выход на пенсию в 70 лет), при заболевании, которое препятствует выполнению служебных обязанностей.