Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Законодательный процесс

Конгресс принимает различные виды актов: поправки к конституции, дополнительные законы, делегирующие законы, простые (обыкновенные) законы, законодательные декреты, акты о временных мерах и др. Дополнительные и органические законы принимаются по вопросам, указанным в конституции (они в определен­ной мере издаются в развитие конституции), причем большинством спи­сочного состава палат, а не присутствующих на заседании. Право зако­нодательной инициативы по законам разного рода также неодинаково. Инициатива внесения дополнительных и простых законов принадлежит членам конгресса, президенту, Федеральному верховному суду, высшим судам, генеральному прокурору, а также гражданам в форме народной законодательной инициативы, о которой говорилось выше. Однако по многим вопросам законопроекты вносит только президент: о числен­ности вооруженных сил, о публичных службах, о служебной и админи­стративной организации, об управлении федеральными территориями, об обороне страны, об организации прокуратуры, о создании минис­терств и их полномочиях и др.
Законопроект обсуждается в двух или трех чтениях с участием по­стоянных комиссий и после его принятия парламентом (одни законы принимаются большинством присутствующих депутатов, другие, более важные — большинством списочного состава палат, поправки к консти­туции — 3/5 состава и дважды) направляется на подпись президенту. Президент в течение 15 дней имеет право наложить на закон вето (в отношении как всего закона, так и любой его части). Вето преодолевает­ся большинством всего состава парламента на совместном заседании обеих палат путем тайного голосования.
Кроме того, президент вправе принимать акты, имеющие силу зако­на, на основе делегированных ему парламентом полномочий, причем проекты таких законов представляются им самим. Конституция, правда, запрещает делегировать президенту исключительные полномочия парла­мента и палат, полномочия по организации судов и «публичного минис­терства» (орган, отчасти похожий на прокуратуру и ведомство контро­ля), по вопросам гражданства и прав граждан, а также перспективного планирования. Делегирование законодательных полномочий президен­ту осуществляется на совместном заседании обеих палат парламента. Акты делегированного законодательства требуют утверждения боль­шинством состава обеих палат Национального конгресса. Президент может принимать временные акты, имеющие силу закона. В этом слу­чае в течение 5 дней должен быть созван парламент для утверждения временного акта президента, которое производится в том же порядке, что и утверждение акта, изданного на основе делегирования законодатель­ных полномочий, в противном случае он теряет силу. Наконец, органы исполнительной власти, подчиненные президенту, сам президент вправе издавать нормативные акты на основе регламентарной власти.