Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Основные черты, содержания конституции

Бразильская консти­туция содержит 42 тыс. слов и по размерам в 6 раз превосходит консти­туцию США, уступая по объему, видимо, только конституции Индии. Она содержит 245 подробных статей основного текста и 70 статей пере­ходных положений. Конституция не изменила форму правления, федера­тивное устройство (хотя и преобразовала территории в штаты), систему органов государства. В качестве основ правления она называет парла­ментаризм и президенциализм. Однако при принятии конституции в переходных постановлениях в качестве возможных форм правления были названы парламентарная республика и конституционная монар­хия, для решения этого вопроса в течение пяти лет должен был быть проведен референдум. Он состоялся в 1993 г. Большинство избирателей отвергли монархию и форму парламентарной республики. В конститу­ции сохранились положения, зафиксированные в 1988 г.
Конституция Бразилии имеет ярко выраженный социальный харак­тер. Специальные главы и части посвящены экономическому порядку, социальному порядку, городской политике, аграрной политике, здравоо­хранению, спорту, науке и технике и т.д. Социальные положения занима­ют большее по объему место, чем традиционные нормы конституционно­го права (организация государственной власти и права человека). Объект конституционного регулирования трактуется бразильской кон­ституцией очень широко. В ней говорится о градостроительной полити­ке, защите прав потребителей, о порядке выдачи разрешений на эксплу­атацию окружающей среды, о начислении пенсий, о порядке продажи и перепродажи нефти и автомобильного топлива, о выдаче 13-й заработной платы и пенсий к Рождеству и т.д.
В конституции в качестве основной цели названо создание демокра­тического государства, обеспечивающего личные и социальные права в плюралистическом обществе, высшими ценностями которого являются равенство и справедливость, основанные на социальной гармонии. Осно­вы демократического государства, согласно конституции, составляют суверенитет, гражданство, политический плюрализм и мирное сосущест­вование с другими народами. Федерация — один из основных принципов бразильского демократического государства.
Определяя характер внешнеполитических отношений бразильско­го государства, конституция перечисляет общепризнанные принципы международного права (независимость, равенство, невмешательство во внутренние дела и др., а также неприятие терроризма и расизма и предо­ставление политического убежища). Говорится также о стремлении к интеграции с народами Латинской Америки с целью образования Лати­ноамериканского содружества наций.
Отражая современные тенденции конституционного развития, конституцня детально говорит об экономической структуре общества исхо­дя из постулатов рыночной, социально ориентированной экономики. Она устанавливает, что экономический порядок в стране основан на труде и свободной инициативе, его цель — обеспечить всем достойное существование в соответствии с «социальной справедливостью». Эконо­мический строй Бразилии опирается на суверенитет государства, част­ную собственность и ее социальную функцию, свободную конкуренцию, защиту прав потребителей, защиту среды обитания, поиск путей полной занятости и др. В конституции говорится о перспективном (многолет­нем) планировании, но вмешательство государства в экономическую сферу должно быть минимальным и только для целей национальной без­опасности или в публичных интересах.
В конституции говорится о возможности национализации предпри­ятий (после принятия конституции национализация проводилась), об острой для Бразилии проблеме — земельной реформе. В принципе этот вопрос решен в пользу землевладельцев. Правительству разрешается экспроприировать поместья, если они не отвечают требованиям «соци­альной функции», при справедливом возмещении, выплачиваемом в те­чение 20 лет, но не должна изыматься собственность производственного назначения. Это, видимо, дает возможность изымать лишь брошенные земли, даже вопрос о земельной собственности абсентеистов (помещи­ков, постоянно проживающих в городах и не занимающихся сельским хозяйством), по существу, не решен.
Конституция регулирует отношения с аборигенами страны — ин­дейскими племенами. Она признает за ними право на социальную орга­низацию, обычаи, верования, а также право на землю, занимаемую ими традиционно. Однако земли племен считаются не их собственностью, а федеральным имуществом. Границы земель племен устанавливает пра­вительство, эксплуатация речных ресурсов (включая источники электро­энергии) и минеральных богатств индейских земель возможна лишь с разрешения парламента. Парламент может дать такое разрешение лишь после консультации с племенами, и в случае эксплуатации ресурсов, им принадлежащих, определенная доля от прибыли должна отчисляться племенам.
Бразильская конституция — демократическая конституция. Она предусматривает многопартийность, политический плюрализм, разделе­ние властей, определенные меры против концентрации власти, ослабля­ет полномочия президента и усиливает роль парламента (на практике это осуществляется в меньшей степени), предусматривает местное самоуп­равление, уравнивает положение штатов и территорий, преобразуя пос­ледние в штаты или присоединяя их к ним, закрепляет широкие права граждан, особо выделяя «права трудящихся», устанавливает разветвленлую систему судебных органов, в том числе специальных судов, призван­ных охранять права граждан и конституционный порядок.
Некоторые специфические положения конституции отражают тради­ции латиноамериканской правовой доктрины, особенности менталитета населения этой части мира, связь с традициями испанской и португаль­ской правовой культуры. Они не всегда могут быть прямолинейно соот­несены с юридическими конструкциями других правовых систем.
Во многих своих частях конституция Бразилии декларативна. В ней содержится множество принципов, идеологических положений, лозун­гов, что лишает некоторые статьи юридической определенности, затруд­няет ее прямое действие, применение. В связи с этим она предусматрива­ет издание по многим вопросам «дополнительных законов» — актов кон­ституционного характера, а также иных законов. При принятии консти­туции отмечалось, что для ее развития, проведения в жизнь необходимо принять 56 дополнительных и 104 обычных закона. Практика примене­ния конституции также вызывает в бразильском обществе критические замечания. Все чаще говорится о необходимости изменить избиратель­ную систему (предлагается, в частности, ввести смешанную избиратель­ную систему), изменить положения о партиях, с тем чтобы способство­вать их укрупнению и повышению их роли, о расширении прав штатов и т.д.).