Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Основные черты, содержания конституции

Конституция Индии содержит разные по значимости и степени гарантированности нормы, относящиеся не только к конституционному, но и к некоторым другим отраслям права. Отдельные положения конституции могут показаться несущественными (например, один из руководящих принципов политики государства: предотвращать убой коров и телят), хотя в специфических условиях Индии, с учетом верований населения, они приобретают важ­ное значение. Конституция излишне детализирована, но ее основное содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государ­ственного строя, правового статуса личности.
В доктрине и практике Верховного суда Индии конституция рассмат­ривается как документ, состоящий из двух частей, разных по своему значению (эти части структурно не обособлены, они выделяются анали­тически). Это «основные черты (свойства) конституции», которые считаются неизменяемыми (сюда относятся, в частности, нормы об ос­новных правах граждан и руководящих принципах политики государст­ва), а также остальные положения конституции, которые изменяются в установленном порядке. Теория неизменяемых основных черт и структу­ры конституции позволяет приспосабливать ее к новым условиям при сохранении ее «каркаса», принципиальных положений.
К основным чертам содержания конституции могут быть отнесены:
1) Закрепление народного и государственного суверенитета, завое­ванного в результате антиколониального движения. По существующим в политологии классификациям в Индии действует соревновательная политическая система, хотя и со значительными элементами командно-административного вмешательства со стороны государства, существует особая разновидность демократического режима — либеральный поли­тический режим. Основная доля политической власти в Индии принадле­жит национальной буржуазии. Хотя в последние годы в ее среде значи­тельно усиливается крупный капитал, но правящий «политический класс» сохраняет прогрессивные тенденции во внутренней и (в меньшей степени) во внешней политике, проводит реформы, облегчающие жизнь широких масс.
2) Отрицательное отношение к эксплуатации и угнетению, хотя и в своеобразной трактовке. В разделе конституции о руководящих принципах политики государства или в вытекающих из них положениях гово­рится о праве на достаточные средства к существованию, праве на защи­ту от экономической эксплуатации, праве на прожиточный минимум и др. Право на защиту от эксплуатации включает три положения: о запре­щении торговли людьми, принудительного труда, детского труда (ст. 24). Нужно, однако, учесть, что эти и иные антиэксплуататорские (в значи­тельной мере ограниченные) положения сформулированы как руководя­щие принципы, имеющие ориентирующий характер для деятельности государственных органов: они не подлежат принудительному судебному исполнению, не относятся к основным правам. В практике Верховного суда Индии были различные решения о соотношении основных прав и руководящих принципов. В последние годы суд исходит из установки, что ни основные права, ни положения о руководящих принципах не имеют приоритета по отношению друг к другу, что нужно исходить из гармоничного учета обеих групп прав.
3) Провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняю­щегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп.
4) Закрепление принципа смешанной экономики, где государствен­ный сектор играет важную роль. Однако начавшиеся после принятия конституции преобразования (национализация, аграрная реформа и др.) тормозились противодействием правых сил, использовавших содержав­шиеся в конституции положения о праве собственности: оно было отне­сено к основным правам. Парламент в противоборстве с Верховным судом Индии ограничил это право, а затем вообще исключил его из ч. III «Основные права» и перенес в другую часть конституции. Это дало новые возможности для реорганизации экономики страны, хотя доминирова­ние частного сектора никто и не пытался поколебать. Экономика Индии — капиталистическая экономика со значительным государствен­ным контролем. Конституция предусматривает ограничение и упраздне­ние крупных монополий, действует специальное антимонопольное зако­нодательство, но около 130 крупных монополий и в настоящее время контролируют три четверти всех частных активов. В соответствии с кон­ституцией в Индии действует государственное планирование, в 1996 г. завершен 8-й пятилетний план развития экономики (1991—1996). Кон­ституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный поря­док, для которого характерна экономическая и социальная справедли­вость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предот­вращении концентрации богатств и средств производства. Однако поло­вина населения страны живет за чертой бедности (очень низкой по инпинским стандартам), а в руках 3% сельских жителей — богатых земле­владельцев — сосредоточено более половины всей земли.
5) Специфическая форма территориально-политического устройства государства — федерация, учитывающая национальные и лингвисти­ческие особенности населения, построенная, по существу, на основе автономии штатов, сочетающаяся с созданием автономных округов в некоторых штатах и характеризующаяся высокой степенью централи­зации.
6) Установление системы органов государства и их отношений, при­сущих форме парламентарной республики.
7) Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права.
8) Политика поддержания всеобщего мира и международной без­опасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.