Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 4. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии

Из институтов непосредственной демократии конституция Японии более или менее детально говорит только о выборах. В связи с закрепле­нием прав граждан упомянуто также право народа отстранять публич­ных должностных лиц от должности, в связи с чем в Японии существует законодательство об отзыве избранных должностных лиц и депутатов, но только на местном уровне, а также другие институты непосредственной демократии на местах. О референдуме конституция не упоминает, и общегосударственные референдумы в Японии не проводились (кроме предусмотренного конституцией специфического референдума раз в 10 лет об отзыве членов Верховного суда Японии). Народная законода­тельная инициатива практически неизвестна Японии, хотя в законе о местной автономии избирателям предоставляются некоторые права этого рода по отношению к решениям местных органов.
Выборы. Конституция содержит лишь некоторые принципиальные положения, относящиеся к избирательному праву и выборам. Она уста­навливает «всеобщее избирательное право для совершеннолетних», тай­ное голосование, недопущение дискриминации в избирательных правах, в том числе по мотивам пола, имущественного положения или доходов, говорит о том, что все публичные должностные лица (в том числе изби­раемые) являются слугами всего общества, а не какой-либо его части.
Согласно конституции, все важные вопросы, касающиеся выборов, могут регулироваться только законом. Это закон о выборах публичных должностных лиц 1950г., неоднократно изменявшийся и дополнявшийся (последний раз в 1994 г.). Он устанавливает, что активным избиратель­ным правом пользуются граждане (японцы), достигшие 20-летнего воз­раста, проживающие в избирательном округе не менее трех месяцев (ценз оседлости) и включенные в списки избирателей (эти списки обнов­ляются ежегодно). Правом быть избранным в нижнюю палату парламен­та — палату представителей — пользуются граждане, достигшие 25 лет, в верхнюю палату — палату советников — 30 лет. Для регистрации кан­дидаты в нижнюю палату и в сенат вносят избирательный залог, причем залог для кандидатов в сенат в полтора раза выше. Сумма залога удваи­вается, если кандидаты выдвигаются списком. Избирательный залог не возвращается кандидату в нижнюю палату, если он не набрал пятой части голосов, а кандидату в верхнюю палату — если он не набрал вось­мой части голосов от того частного, которое получается при делении числа поданных голосов на число кандидатов, баллотирующихся по изби­рательному округу.
До 1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парла­мента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутат­ских мандатов — 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 — по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19—20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избира­тельные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв.
Палата советников также избирается по смешанной системе, в ре­зультате чего на выборах в этот орган избиратель имеет два голоса. Из общего количества советников (252) 152 избираются от округов, которы­ми являются префектуры и столица (всего 48 округов); от каждого округа избираются от двух до шести советников. Один голос избиратель подает за того или иного кандидата по округу. Избранными считаются кандида­ты, набравшие такое число голосов, которое равно или больше частного, полученного при делении действительного большинства голосов, подан­ных по округу, на число избираемых от округа советников. Остальные 100 советников избираются по общенациональному избирательному ок­ругу по спискам партий с применением вычисления квоты по системе д'0ндта. Второй голос избиратель в данном случае подает за партию, а не за конкретного кандидата.
Выборы в однопалатные местные представительные органы (собра­ния префектур, городов, деревень), а также должностных лиц исполни­тельной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) произво­дятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной. Губернатором может быть избра­но лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 35 лет.
В Японии законодательство устанавливает жесткие правила предвыборной агитации. Она длится только две недели. Кандидаты за счет государственной казны могут выступать только один раз по радио и один раз по телевидению по пять с половиной минут. Государство оплачивает пятикратную газетную рекламу 6 х 9 см (обычно с портретом кандидата), один цветной плакат (определенным тиражом, одинаковым для всех кан­дидатов), 350 тыс. открыток для рассылки избирателям, устанавливает лимит бензина для поездок на периферию в микроавтобусе. Кандидатам запрещаются обход домов избирателей для агитации, агитация против других кандидатов и любые формы оскорблений. Афиши расклеиваются только в специальных местах, на особых стендах, за нарушение полага­ется штраф (на деле это положение часто нарушается).
На голосование японских избирателей основное влияние оказывают не политические пристрастия, а чувства признательности, родства, иные неформальные связи. Часто места покойных депутатов переходят к их родственникам, за которых голосуют избиратели.
Местная инициатива и отзыв. Как отмечалось, закон о местной автономии 1947 г. предусматривает некоторые специфические формы прямой демократии для участия избирателей в управлении админи­стративно-территориальными единицами. Во-первых, пятая часть изби­рателей вправе требовать, чтобы глава местной администрации (губерна­тор, мэр и др.) обратился в местный представительный орган (собрание) с просьбой принять или отвергнуть какое-либо решение (за исключе­нием вопросов налогообложения и финансов). Глава местной админи­страции должен созвать для этого собрание на сессию в течение 20 дней. Во-вторых, если должностное лицо, по мнению избирателей, плохо вы­полняет свои обязанности, пятая часть избирателей может потребовать от главы исполнительной власти данной административно-территори­альной единицы обеспечить выполнение им своих обязанностей. В-третьих, не менее трети избирателей могут обратиться в комиссию по кон­тролю за выборами с предложением о роспуске местного собрания. Про­водится голосование, собрание распускается, если за это проголосовало большинство избирателей, участвовавших в голосовании. В-четвертых, главы администраций и другие местные выборные должностные лица могут быть отозваны в таком же порядке. Но отзыв возможен не ранее чем через год после их избрания и вступления в должность.