Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 8. Национально-территориальная автономия в КНР

Основное население страны составляет нация хань (собственно ки­тайцы), это почти 93% населения. Национальные меньшинства состав­ляют немногим более 7%, но это свыше 100 млн. человек, а районы, где проживают национальные меньшинства, охватывают около половины территории страны. Во многих районах национальные меньшинства живут вперемежку с ханьцами, другими национальными меньшинства­ми. В период проведения экономической реформы миграция населения усилилась, во многих национальных районах число ханьцев превышает численность национальных меньшинств. Тем не менее особенности со­става и размещения населения вызвали к жизни определенные организа­ционные и иные формы разрешения национального вопроса.
В Китае применяется прежде всего административная форма на­ционально-территориальной автономии в условиях унитарного госу­дарства. Компактно проживающие национальные меньшинства (тибет­цы, уйгуры, чжуаны, маньчжуры и др.) могут создавать три вида автоном­ных образований: автономные районы — наиболее крупная единица, автономные округа — среднее звено, автономные уезды (таков традици­онный перевод на русский язык китайских названий). В Китае существу­ют 5 автономных районов: Тибет, Внутренняя Монголия, Синьцзян-Уйгурский автономный район и др., 30 автономных округов и более 120 автономных уездов.
В соответствии с законодательством Китая национальная автономия рассматривается как политическая форма марксистско-ленинского ре­шения национального вопроса, важный институт политической системы общества. Она характеризуется как неотъемлемая часть унитарного го­сударства, органы автономных образований выполняют обычные функ­ции органов государственной власти и управления, но вместе с тем явля­ются органами самоуправления населения данной территории. Они обязаны, в частности, сохранять единство страны.
Решения о создании автономных образований, об их границах, назва­ниях принимаются после «всесторонних консультаций» вышестоящими органами государственной власти (для автономных районов это ВСНП и Постоянный комитет ВСНП, для автономных округов — провинциаль­ные собрания народных представителей и их постоянные комитеты и т.д.). Такие решения, хотя они и принимаются для высшей ступени автономии органами государственной власти, подтверждаются Государ­ственным советом, после чего автономия считается созданной. Названия автономных образований зависят от местности (например, Внутренняя Монголия), от названия национальностей (Гуанси-Чжуанский автоном­ный район) и других обстоятельств.
Основы правового статуса автономных образований регулируются особым разделом конституции КНР, а более детально — специальным законом об автономных национальных образованиях. Кроме того, авто­номные образования принимают свои Положения об автономии, которые подлежат утверждению вышестоящими органами (Положение об авто­номном районе утверждается Постоянным комитетом ВСНП, остальные Положения — соответствующими постоянными комитетами местных представительств тех административно-территориальных единиц, в со­став которых входит данная автономия). Все Положения об автономии после их утверждения должны быть представлены для контроля Посто­янному комитету ВСНП.
Органы самоуправления в автономных образованиях строятся так же, как органы государственной власти и управления в китайских (хань-ских) районах (собрания народных представителей, их постоянные коми­теты и местные народные правительства). Помимо общих функций мест­ных органов государственной власти и управления конституция наделя­ет органы автономных образований еще и дополнительными полномо­чиями. Она устанавливает, что органы автономных образований на осно­ве государственных планов самостоятельно, с учетом местных условий ведут экономическое строительство, упорядочивают систему обществен­ных отношений, обеспечивают рациональное использование природных богатств и охрану природы, пользуются преимуществами при разработке местных природных ресурсов. Органы самоуправления самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами, причем 1 осударственный совет устанавливает для них преимущества при финансировании поступлений и расходов.
Если акты вышестоящих государственных органов не соответствуют местным условиям, органы самоуправления автономий могут изменять или отменять их, но с разрешения вышестоящих государственных орга­нов. Органы самоуправления автономий ведают делами образования, науки, культуры, имеют право внешнеэкономической деятельности. В судопроизводстве используется местный язык, он употребляется в шко­лах, издаются газеты на местных языках.
В связи с принципом преимущественного развития национальных меньшинств в Китае проводится так называемая коренизация кадров в автономиях: законодательство предоставляет определенные преимуще­ства для занятия государственных должностей лицам местных нацио­нальностей, а также лицам, проживающим в автономных районах, хоро­шо знающим язык и быт местного населения. Выше говорилось также о преимуществах для национальных меньшинств при формировании пред­ставительных органов.
Наряду с автономными образованиями в Китае существуют также так называемые национальные волости, не являющиеся формой автономии. Они не пользуются дополнительными полномочиями автономных обра­зований. Это районы расселения сравнительно мелких народностей, но в управлении ими учитываются обычаи и традиции местного населения.