Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Местные органы, самоуправления

Структура и порядок деятель­ности местных органов самоуправления определяются законом 1992 г. о местных советах народных депутатов и местном самоуправлении, дейст­вующим с рядом поправок 1992—1996 гг., если закон и поправки не противоречат конституции 1996 г. Местные органы самоуправления со­здаются на уровне «территориальных громад» (общин) — в селах, добро­вольных объединениях нескольких сел, в поселках, городах, а также в областях и районах. В единицах общинного звена нет назначаемых госу­дарственных администраций, там действуют только выборные органы местного самоуправления — советы (у них могут быть и другие назва­ния). В областях и районах советы, действуют наряду с назначаемыми государственными администрациями. В городах Киеве и Севастополе местное самоуправление (советы) может иметь свои особенности, кото­рые будут определены законом, но в переходный период сохраняется прежний порядок управления.
Местное самоуправление может осуществляться гражданами непо­средственно (например, путем созыва сельских сходов и принимаемых ими решений, путем местного референдума) и через избираемые насе­лением органы местного самоуправления: сельские, поселковые, город­ские советы (общинное местное самоуправление), которые создают свои исполнительные органы. Органами местного самоуправления, пред­ставляющими интересы множества общин (сел, небольших городов, по­селков), являются районные и областные советы — региональное мест­ное самоуправление. Эти советы также избирают своих председателей и создают исполнительные органы местного самоуправления. Орга­низация управления внутригородскими районами относится к компетен­ции городского самоуправления. В таких районах могут быть избраны советы либо назначены уполномоченные городского совета или его ис­полнительного органа.
По инициативе жителей и с разрешения совета в селах, поселках, городах могут создаваться домовые, уличные, квартальные и другие ко­митеты — «органы самоорганизации населения», как называет их кон­ституция Украины. Они могут быть наделены советом собственной ком­петенцией, финансами, имуществом.
Депутаты местных советов избираются гражданами на основе всеоб­щего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года (ранее избирались на 5 лет). Одновременно граждане избирают на этот же срок раздельным от депутатов голосованием сель­ского, поселкового, городского голову, который председательствует на заседаниях совета и возглавляет исполнительный орган совета (испол­ком). Председатели районного и областного совета тоже избираются советом и возглавляют исполнительный орган совета. Этот исполни­тельный орган ведает только вопросами местного самоуправления. Дру­гие же вопросы, имеющие государственное значение, решают, как отме­чалось выше, назначенные районные и областные государственные адми­нистрации. Если избрано 3/4 депутатского состава совета, он вправе осуществлять свои полномочия и делает это прежде всего на сессиях, которые созываются не реже 2 раз в год.
Депутаты местных советов не являются освобожденными от своей должности или работы членами совета, они освобождаются от этого только на период сессии с сохранением заработка. Постоянными штат­ными работниками совета являются председатель, его заместитель, сек­ретарь, а также председатели постоянных комиссий.
Советы управляют имуществом общин и регионов, принимают про­граммы развития, устанавливают местные налоги и сборы, создают ком­мунальные предприятия, решают другие вопросы, отнесенные к их ком­петенции законом. Материальной и финансовой основой местного само­управления являются движимое и недвижимое имущество, земля, при­родные ресурсы, находящиеся в собственности общин и регионов, дохо­ды местного бюджета и др. Общины вправе на договорных началах объ­единять объекты коммунальной собственности, денежные средства для выполнения совместных проектов, для совместного финансирования коммунальных служб и создавать для этого совместные органы. Государ­ство поддерживает органы местного самоуправления финансовыми сред­ствами, расходы, возникшие в результате решений государственных ор­ганов, возмещаются местному самоуправлению государством. Местному самоуправлению могут предоставляться отдельные полномочия испол­нительных органов государства. В этом случае реализация полномочий в полной мере финансируется государством, а их осуществление органами местного самоуправления подконтрольно исполнительным органам госу­дарственной властр