Структура и порядок деятельности местных органов самоуправления определяются законом 1992 г. о местных советах народных депутатов и местном самоуправлении, действующим с рядом поправок 1992—1996 гг., если закон и поправки не противоречат конституции 1996 г. Местные органы самоуправления создаются на уровне «территориальных громад» (общин) — в селах, добровольных объединениях нескольких сел, в поселках, городах, а также в областях и районах. В единицах общинного звена нет назначаемых государственных администраций, там действуют только выборные органы местного самоуправления — советы (у них могут быть и другие названия). В областях и районах советы, действуют наряду с назначаемыми государственными администрациями. В городах Киеве и Севастополе местное самоуправление (советы) может иметь свои особенности, которые будут определены законом, но в переходный период сохраняется прежний порядок управления.
Местное самоуправление может осуществляться гражданами непосредственно (например, путем созыва сельских сходов и принимаемых ими решений, путем местного референдума) и через избираемые населением органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы (общинное местное самоуправление), которые создают свои исполнительные органы. Органами местного самоуправления, представляющими интересы множества общин (сел, небольших городов, поселков), являются районные и областные советы — региональное местное самоуправление. Эти советы также избирают своих председателей и создают исполнительные органы местного самоуправления. Организация управления внутригородскими районами относится к компетенции городского самоуправления. В таких районах могут быть избраны советы либо назначены уполномоченные городского совета или его исполнительного органа.
По инициативе жителей и с разрешения совета в селах, поселках, городах могут создаваться домовые, уличные, квартальные и другие комитеты — «органы самоорганизации населения», как называет их конституция Украины. Они могут быть наделены советом собственной компетенцией, финансами, имуществом.
Депутаты местных советов избираются гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года (ранее избирались на 5 лет). Одновременно граждане избирают на этот же срок раздельным от депутатов голосованием сельского, поселкового, городского голову, который председательствует на заседаниях совета и возглавляет исполнительный орган совета (исполком). Председатели районного и областного совета тоже избираются советом и возглавляют исполнительный орган совета. Этот исполнительный орган ведает только вопросами местного самоуправления. Другие же вопросы, имеющие государственное значение, решают, как отмечалось выше, назначенные районные и областные государственные администрации. Если избрано 3/4 депутатского состава совета, он вправе осуществлять свои полномочия и делает это прежде всего на сессиях, которые созываются не реже 2 раз в год.
Депутаты местных советов не являются освобожденными от своей должности или работы членами совета, они освобождаются от этого только на период сессии с сохранением заработка. Постоянными штатными работниками совета являются председатель, его заместитель, секретарь, а также председатели постоянных комиссий.
Советы управляют имуществом общин и регионов, принимают программы развития, устанавливают местные налоги и сборы, создают коммунальные предприятия, решают другие вопросы, отнесенные к их компетенции законом. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности общин и регионов, доходы местного бюджета и др. Общины вправе на договорных началах объединять объекты коммунальной собственности, денежные средства для выполнения совместных проектов, для совместного финансирования коммунальных служб и создавать для этого совместные органы. Государство поддерживает органы местного самоуправления финансовыми средствами, расходы, возникшие в результате решений государственных органов, возмещаются местному самоуправлению государством. Местному самоуправлению могут предоставляться отдельные полномочия исполнительных органов государства. В этом случае реализация полномочий в полной мере финансируется государством, а их осуществление органами местного самоуправления подконтрольно исполнительным органам государственной властр