Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Конституционное регулирование  непосредственной демократии

Конституция Украины употребляет термин «непосредственная демо­кратия» и называет в качестве форм ее осуществления выборы и рефе­рендум, не исключая при этом другие формы. Упоминается о народной инициативе, но только при возбуждении процедуры референдума. На местном уровне возможны различные формы «самоорганизации населе­ния» — домовые, квартальные и иные органы и организации.
Выборы. Конституция устанавливает лишь основные принципы изби­рательного права, а также содержит некоторые положения, относящиеся к активному и пассивному избирательному праву. Порядок выборов устанавливается законами: о выборах президента Украины 1991 г. (при­нят в новой редакции в 1994 г.), о выборах народных депутатов Украины (членов Верховной рады) 1993 г. (с изменениями 1993—1996 гг.), о выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских и областных советов 1994 г. (с изменениями 1994—1996 гг.). Есть также толкования некоторых статей этих законов, принятые Вер­ховной радой до создания Конституционного суда Украины. Эти акты действуют в той части, которая не противоречит конституции 1996 г. Закон о местных советах регулирует также избрание председателей со­ветов непосредственно гражданами (избранные таким образом председа­тели советов становились представителями государства на местах). Од­нако в связи с созданием местных государственных администраций такие выборы больше проводиться не будут.
Активное избирательное право на всех выборах имеют лица, достиг­шие 18 лет; ценза оседлости не существует. Не имеют избирательных прав недееспособные, временно приостанавливаются избирательные права лиц, находящихся в местах лишения свободы и принудительного лечения по приговору суда. Не могут быть избраны лица, находящиеся на военной или альтернативной службе, служащие в органах безопасности, Министерства внутренних дел, в иных воинских формированиях, пред­ставители президента на местах, судьи, прокуроры. Но они могут быть зарегистрированы в качестве кандидатов и участвовать в выборах, если подадут заявление в избирательную комиссию о том, что временно, на период выборов, прекращают.исполнение своих служебных полномочий. Будучи избранными, они оставляют должность (военные откомандиро­вываются для работы в представительных органах). Для пассивного из­бирательного права установлены дополнительные условия: повышенный возраст (например, 35 лет для президента, 21 — для депутата Верховной рады), иные условия (например, президент должен в течение 10 лет жить на Украине, знать украинский язык). Депутатами местных советов могут быть избраны лишь лица, проживающие или работающие в данной адми­нистративно-территориальной единице.
Выборы, в Верховную раду и местные советы проходят по одноман­датным избирательным округам (при выборах Верховной рады разница в численности избирателей в округах не может превышать 12%), выборы. президента — по единому общегосударственному избирательному ок­ругу. Выборами руководят Центральная избирательная комиссия, кото­рая создается Верховной радой и действует в основном на общественных началах (освобожденными работниками являются председатель, его за­меститель и секретарь Центральной избирательной комиссии), террито­риальные, окружные и участковые избирательные комиссии (по выборам президента создается 27 окружных избирательных комиссий в границах областей, Крыма, Киева и Севастополя, по выборам депутатов Верховной рады — 450 — по числу одномандатных избирательных округов). Все избирательные комиссии, кроме центральной, создаются местными со­ветами.
Кандидат на должность президента может быть выдвинут зарегистри­рованными партиями, насчитывающими не менее 1 тыс. членов, а также собраниями избирателей, если на них присутствует не менее 500 чело­век. Кандидат в народные депутаты Верховной рады выдвигается местны­ми отделениями политических партий или не менее чем 10 избирателя­ми, в местные советы — партиями, трудовыми коллективами, собрания­ми избирателей (в присутствии от 20 до 200 человек в зависимости от административно-территориальной единицы). Кандидаты и уполномо­ченные ими доверенные лица (их число законами ограничено от 5 при выборах в некоторые местные советы до 30 при выборах президента) должны собрать определенное число подписей в поддержку кандидата:
300 — для кандидата в депутаты Верховной рады (но только по данному избирательному округу), 100 тыс. — для кандидата в президенты, в том числе не менее 1500 подписей в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидаты в депутаты парламента и местных советов вносят избиратель­ный залог (размер его неоднократно изменялся, в настоящее время для кандидатов в депутаты Верховной рады это размер дохода, не облагаемо­го налогом).
Законодательство предусматривает равную государственную под­держку кандидатов во время предвыборной агитации: предоставляется одинаковое время для выступлений по радио, телевидению; за счет госу­дарства публикуется равное количество агитационных материалов (на­пример, 8 тыс. плакатов для каждого кандидата в президенты, а также до двух машинописных страниц текста программы и до четырех страниц автобиографии; для кандидатов в Верховную раду — по 200 экземпляров плакатов и до двух машинописных страниц текста программы). Кандидаты могут дополнительно расходовать на агитацию личные средства, но закон ограничивает их размер, например не более 10 тыс. минимальных заработных плат для кандидата на должность президента.
Результаты всех выборов определяются по мажоритарной системе, яо неодинаково. Для признания выборов состоявшимися требуется, чтобы в них приняло участие более половины зарегистрированных изби­рателей. Кандидат в президенты считается избранным, если он в первом или во втором туре получит более половины голосов избирателей (во второй тур выходят два кандидата). Если один из кандидатов в президен­ты заранее снимает свою кандидатуру, голосование проводится и при одном кандидате. Кандидат для избрания его депутатом Верховной рады должен получить более 50% голосов избирателей округа, явившихся голосовать, но не менее 25% голосов зарегистрированных в списках избирателей. Во втором туре для кандидатов в Верховную раду действу­ют эти же условия.
Если выборы в каком-либо округе дважды не состоялись, то в третий раз они могут быть проведены лишь через год.
Отзыв депутата. Закон о местных советах допускает возможность отзыва депутата избирателями. Это может быть осуществлено в ре­зультате обращения совета к избирателям в случае систематического нарушения депутатом своих обязанностей по неуважительным причи­нам (неявка на сессии, на заседания постоянной комиссии и др.). Поря­док отзыва этим законом не урегулирован.