Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Конституционный контроль

Единственным органом конституци­онной юрисдикции на Украине является Конституционный суд. Он состоит из 18 судей. По 6 судей назначают Верховная рада, президент и съезд судей Украины. Судьи назначаются на 9 лет без права переназна­чения на новый срок. Судьей Конституционного суда может быть граж­данин Украины, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживающий на Украине в течение последних 20 лет и владеющий украинским язы­ком. Председатель Суда избирается его членами путем тайного голосова­ния и только на один трехлетний срок. На судей распространяются гаран­тии независимости и неприкосновенности, а также относящиеся ко всем органам правосудия требования несовместимости оплачиваемых долж­ностей и работ. Они не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо оплачиваемые долж­ности, выполнять оплачиваемую работу, кроме научной, преподаватель­ской и творческой.
К полномочиям Конституционного суда относятся: 1) принятие реше­ний о конституционности законов и иных правовых актов Верховной рады, президента, Кабинета министров, Верховной рады Автономной Республики Крым. Эти вопросы рассматриваются Конституционным судом в результате обращения президента, не менее 45 депутатов Вер­ховной рады, Верховного суда, Уполномоченного Верховной рады по правам человека, Верховной рады Автономной Республики Крым; 2) офи­циальное толкование конституции и законов Украины (до создания Кон­ституционного суда такое толкование осуществляла Верховная рада);
3) принятие заключений о соответствии международных договоров, ко­торые Украина заключает или к которым присоединяется, ее конститу­ции; 4) принятие заключений в связи с рассмотрением дел об импичмен-те президенту (по обращению Верховной рады).
Конституционность законов и иных правовых актов рассматривается с точки зрения их содержания, процедуры прохождения, принятия или вступления в силу. Если они признаются неконституционными, матери­альный и моральный вред, причиненный этим, возмещает государство.