Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 8. Германский федерализм

Создание современного германского федерализма было в значитель­ной мере результатом политики западных оккупационных держав, кото­рые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централи­зованного милитаристского германского государства. ФРГ — это кон­ституционная федерация, учрежденная на основе конституции 1949 г. Каких-либо федеративных договоров между федерацией и землями в Германии не существует (упомянутый выше договор об объединении ФРГ и ГДР — это акт иного рода). Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как коопера­тивный федерализм, поскольку существует законодательно оформлен­ное их сотрудничество между собой.
После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся ее субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Между землями существуют различия в уровне эко­номического развития, в исторических традициях, размерах территории, численности населения. Крупнейшая по территории земля Бавария в 174 раза больше самой малой земли Бремен, а наиболее населенная земля Северный Рейн — Вестфалия в 26 раз превосходит тот же Бремен. Различаются и диалекты земель, но не языковый фактор стал основанием их обособления, так как все это немецкий язык. ФРГ построена по терри­ториальному принципу. При обособлении земель учитывались прежде всего исторические традиции, экономические связи. Других территори­альных образований, кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно-территориальное деле­ние — это уже деление земель). Германская федерация в своей основе симметрична, хотя определенные элементы юридического неравенства между землями все же есть.
Конституция закрепляет основные принципы федеративного устрой­ства ФРГ: 1) конституционный порядок в землях должен соответство­вать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства, федерация гарантирует соответствие конституцион­ного порядка земель положениям конституции ФРГ. Земли имеют свои конституции, местные парламенты (ландтаги, в городах-землях такие представительные органы называются сенатами), принимают законы, имеют свое правительство, но хотя эти земли иногда в конституциях называются государствами, государственного суверенитета они не имеют; 2) на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности; кадры федеральных органов должны формироваться соответственно чиновни­ками всех земель, если же тот или иной федеральный орган действует в земле, его сотрудники должны набираться, как правило, из этой земли;
3) все земли, независимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в бундесра­те; 4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, по­скольку конституция не устанавливает иного порядка, но федеральное право имеет преимущество перед правом земель; 5) компетенция федера­ции и земель разделена. Различаются исключительная компетенция фе­дерации (это 11 вопросов, в том числе внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель. Земля может издавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован феде­ральным законом. Федерация вправе издавать законы и в сфере, относя­щейся к землям, если полагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование одной земли может нарушить интере­сы другой земли и т.д. Кроме вопросов исключительной и совместной компетенции федерация наделена правом издавать общие предписания по ряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печати и кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. По существу, это основы законодательства, законы-рамки. Используя данное право, федерация расширяет свою компетенцию за счет земель. Осуществляя свои полномочия, федерация и земли отдельно несут расходы, но если земля действует по поручению федерации, расхо­ды несет последняя. Земли имеют свои бюджета, но федерация должна принимать меры для экономического выравнивания земель путем оказа­ния помощи, путем инвестиций и т.д.; 6) основной закон допускает воз­можность федерального принуждения; если земля не выполняет обязан­ностей, возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральное правительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнять свои обязанности (на практике такие меры не применялись); 7) в соответствии с концепцией коопера­тивного федерализма все учреждения федерации и земель должны ока­зывать друг другу правовую и административную помощь. В случаях серьезных нарушений общественного порядка, при стихийных бедствиях земля может просить федеральное правительство о направлении феде­ральных вооруженных сил, полицейских сил другой земли. В случае катастроф, охвативших несколько земель, федеральное правительство может и по своей инициативе направить в соответствующие земли воору­женные силы и дать указания другим землям о направлении в район бедствия полицейских сил.
Как уже говорилось, земли имеют свои законодательные органы — ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (в Баварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет. Они форми­руют правительства земли на основе тех же принципов, что и федера­ция. Положение премьер-министра земли аналогично положению феде­рального канцлера.