Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 3. Правовое регулирование общественных объединений

Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают по­литические партии. Во Франции действует несколько десятков полити­ческих партий (на выборах в парламент участвует обычно более 40, включая партии Корсики и заморских регионов). Они постоянно изменя­ются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: на левом фланге — Французская социалистическая партия (около 900 тыс. членов), являющаяся одним из главных отрядов Социалистического интернационала; Французская ком­мунистическая партия (около 400 тыс. членов), которая в настоящее время во многом пересмотрела прежние догмы; Объединенная социалис­тическая партия; Движение левых радикалов (около 30 тыс. членов);
Движение реформаторов. Ближе к правому центру находится Объедине­ние в поддержку республики, основанное в 1958 г. сторонниками генера­ла де Голля (около 900 тыс. членов), отстаивающее самостоятельность Франции на международной арене, а во внутренней политике — «ассо­циацию труда и капитала». На правом фланге находится Республикан­ская партия (около 160 тыс. членов), Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов, партия Центр социальных демократов (30 тыс. членов). Крайне правые позиции занимает Национальный фронт (25 тыс. членов), выступающий с расистских позиций, в частности за изгнание из страны иммигрантов из бывших колоний. На выборах партии обычно выступают в блоках, дробное деление на' партии все чаще заменяется делением на левых и правых.
Основы статуса партий в конституционном праве Франции впервые определены конституцией 1958 г. Она устанавливает: 1) принципы со­здания и деятельности партий (создаются и действуют свободно); 2) на­правление деятельности партий (содействуют выражению мнения на­рода путем голосования); 3) ограничения, связанные с их структурой и деятельностью (должны уважать принципы национального суверени­тета и демократии — это означает, что внутренняя структура партии, ее деятельность должны соответствовать демократическим принципам). Все эти положения содержатся в одной довольно краткой статье конс­титуции.
Специального закона о политических партиях во Франции в отличие, например, от Германии нет; их создание и деятельность регулируются более общим законом об ассоциациях 1901 г. Партии, как и другие ассо­циации, создаются без какого-либо разрешения, путем подачи деклара­ции (заявления) в органы министерства внутренних дел. Для получения прав юридического лица они должны быть зарегистрированы в этих же органах.
Законы, принятые в 90-х годах, регулируют финансирование полити­ческих партий со стороны граждан и государства. Для частных лиц уста­новлен определенный предел финансовых пожертвований партиям. Го­сударство поддерживает политические партии по двум основаниям: под­держивает партии и политические группировки, выдвигающие не менее 75 кандидатов в нижнюю палату парламента; осуществляет финансиро­вание партий и политических группировок в зависимости от численности их фракций в парламенте. Партии должны ежегодно публиковать свои финансовые отчеты, в противном случае они лишаются государственной поддержки. Контроль осуществляет Национальная комиссия за контро­лем счетов по избирательным кампаниям и выборам.
Предпринимательские союзы во Франции имеют различные формы:
национальная и отраслевые ассоциации, торгово-промышленные палаты, союзы работодателей и др. В отличие от Великобритании членство тор­говых и промышленных предприятий в торгово-промышленных палатах (общегосударственной и местных) во Франции обязательно, поскольку в этой стране они осуществляют некоторые публичные функции.
Профсоюзы во Франции организованы в основном по производствен­ному признаку. Действует несколько профсоюзных центров: Всеобщая конфедерация труда (600 тыс. членов). Форсвриер (Рабочая сила, 400 тыс. членов), Французская конфедерация христианских трудящихся (100 тыс. членов) и др. Профсоюзы играют значительную роль в произ­водственных советах на предприятиях, но профсоюзное движение раз­дроблено, руководители профсоюзных объединений ориентируются и на левые, и на правые силы.