Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Правительство

Конституционному праву Великобритании хорошо известен термин «правительство» и почти неизвестен термин «кабинет», но на деле именно последний во главе с премьер-министром управляет страной. Правительство имеет очень широкий состав (предельная чис­ленность его по закону — 95 человек, но обычно это 75—80 министров, младших министров, секретарей и т.д.). Ранг министров имеют генераль­ный прокурор и генеральный атторней — юридический советник прави­тельства, его представитель в суде.
Правительство никогда не собирается на заседания и не принимав решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих ми­нистров (18—22 человека, в 1997 г. — 22), в их числе всегда государст венные секретари внутренних дел и обороны, лорд-канцлер, канцлер казначейства и др. Он созывается на заседания и принимает решения хотя и редко. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции, где живет премьер-министр, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Но чаще не эти заседания в доме премьера (одно время раз в неделю) собираете? «внутренний кабинет» — несколько ведущих лиц, пользующихся осо бым доверием премьер-министра. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.
Как отмечалось, правительство назначается главой государства, но это лишь формальный акт. На деле оно формируется партией большинства в палате общин, представляет ей программу, которая утверждаете? голосованием. Это акт выражения доверия правительству. В состав правительства входят, во-первых, главы министерств и ведомств, являющиеся членами кабинета. Они получают все решения кабинета («внутреннего кабинета»). Остальные министры, если они не были приглашены на заседание, получают лишь выдержки из решений кабинета, которые касаются их ведомств. Во-вторых, членами правительства являются министры и государственные министры, т.е. заместители ведущих министров а также все младшие министры — заместители других министров, входящие в состав кабинета. Они участвуют в заседаниях кабинета по приглашению. Есть территориальные министерства: по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. В-третьих, членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд — хранитель печати). В-четвертых это министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Наконец, в состав правительства включаете;
особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламенте.
При премьер-министре и министрах существует множество вспомогательных органов — комитеты, комиссии, секретариаты, службы Особое значение имеют парламентские службы, которые следят за дебатами в парламенте, информируют министра о вопросах, поднятых в парламенте (в основном касающихся данного ведомства), готовят ему ответы на вопросы депутатов, выступления в парламенте.
Для исполнения законов парламента, как считается, правительстве принимает нормативные акты, но эти акты принимаются не от имени правительства и не от имени кабинета, которого законодательство, по существу (кроме единичных упоминаний), не знает, а от имени отдель­ных министров. Кроме того, парламент может делегировать правитель­ству право принимать акты, имеющие силу закона (делегированное за­конодательство), которые тоже оформляются как акты министров. За этими актами установлен парламентский контроль: они должны быть представлены в парламент («положены на стол парламента»), на деле же сдаются в библиотеку и в комитет парламента по подчиненному законо­дательству. Решения кабинета оформляются актами Тайного совета.
В Великобритании министерства имеют отделения на местах, с которыми местные органы самоуправления согласовывают назначение некоторых муниципальных чиновников (например, в сфере пожарной охраны, муниципальной милиции и др.).