Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Виды судебных органов

Существует несколько видов судебных vквазисудебных органов, т.е. органов, осуществляющих некоторые зада­чи правосудия.
1) Органы досудебного разбирательства, например медиаторы консилиаторы (посредники, примирители) во Франции, Италии. Они обычно назначаются муниципалитетами — органами местного самоуп­равления — из числа отставных государственных служащих, знакомых с основами права, и решают мелкие споры между соседями, вопросы арендной платы и др. В Индии существуют так называемые народные суды, рассматривающие, в частности, дела о транспортных нарушениях;
в странах тоталитарного социализма и некоторых постсоциалистичес­ких государствах существуют так называемые товарищеские суды, ко­торые рассматривают мелкие споры, правонарушения. При несогласии сторон решения этих судов приобретают силу только после утверждения судом первой инстанции. Решение товарищеского суда можно обжало­вать в суд.
По существу, роль общественных судов, но более авторитетных и с более широкими полномочиями, в США выполняют так называемые ад­министративные судьи, существующие при учреждениях, а в Великобри­тании — административные трибуналы. И те, и другие обычно относятся к административным судам, но не составляют единой системы админи­стративной юстиции, как, например, во Франции или Италии. Кроме того, они рассматривают не только чисто административные дела, но и другие вопросы (в Великобритании — трудовые, налоговые споры, споры о квартплате, вопросы, связанные со здравоохранением, и др.). Членами трибуналов являются не государственные служащие, а общест­венные деятели, юристы. Из этой же категории нередко подбираются административные судьи в США, но последние обычно являются служа­щими данного учреждения. Решения административных судей и трибу­налов могут быть обжалованы в суд (государственный), а в США — отменены начальником учреждения.
2) Суды. общей юрисдикции, («общие суды»), рассматривающие уго­ловные дела, гражданские и трудовые споры и т.д. В некоторых постсо­циалистических странах, где нет административных судов, они осущест­вляют также некоторые функции административной юстиции. Система общих судов включает разные звенья от верховных до низовых судов, но способы их построения различны. Общие суды могут быть сгруппирова­ны по четырем моделям: англо-американской (англосаксонской), романо-германской (европейской континентальной), социалистической и му­сульманской.
В англосаксонской модели обычно существует единая система судов во главе с верховным судом (правда, в США есть отдельная фе­деральная система и система судов штатов, но каждая из них возглав­ляется одним органом — верховным судом федерации или верховным судом штата). В англосаксонской модели широко используется судеб­ный прецедент, что несколько снижает роль законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседание и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены.
В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она полисистемна. В разных системах судов, которые специализированы, есть свои высшие органы. Поэтому лишь взятые в целом, они представля­ют собой «общие суды». Например, в Германии пять высших судов феде­рации, в Бразилии тоже несколько высших федеральных судов. При этой системе деятельность судов определяется широко развитым законода­тельством, судебный прецедент применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжало­вания, чего нет в англосаксонской модели (об апелляции, кассации, реви­зии говорится ниже); судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа», «непрофессиональ­ные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют вместе с судьей в определении наказания.
Для социалистической модели характерны: выборность всех судей и народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей;
совпадение границ административно-территориальных единиц и судеб­ных округов (специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд действует на его же территории, в границах этой же территории действует и соответствующий орган коммунистической (правящей) партии.
Мусульманская модель имеет персональный характер: мусульман­скому суду подлежат только единоверцы или лица, согласившиеся на такой суд; народных заседателей, ассизов, присяжных не существует;
процесс осуществляется по канонам шариата со специфическими форма­ми ответственности и в гражданском, и в уголовном праве. В некоторых мусульманских странах процедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращаться в имаму — высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно является монарх, но в неко­торых странах, например в Нигерии, существуют вышестоящие мусуль­манские суды.
3) Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам малолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммерческие (по торговым делам) и др. Судьи в этих судах иногда помимо юридического имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам малолетних), в судах по трудовым спо­рам судьями нередко являются профсоюзные деятели. Дела в таких судах рассматриваются в коллегии профессиональных судей, без заседа­телей, процесс ускорен, они обычно не имеют системы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями при общих судах. Однако в некоторых странах система специальных судов имеет иерархическую структуру (например, в Германии).
4) Административные суды (специальные суды особого рода), рас­сматривающие споры граждан с чиновниками и органами государства по вопросам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда образуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют целостную систему: во Франции, Швеции, других странах имеются верховные административные суды (во Франции — Государственный совет), административные суды крупных территори­альных округов (в ряде случаев они совпадают с административно-терри­ториальным делением страны, с границами областей, провинций), низо­вые административные суды. Система административных судов создает­ся и в некоторых постсоциалистических странах. В административные суды нельзя жаловаться, если чиновником не нарушен закон, поскольку при решении конкретных дел чиновник имеет свободу усмотрения и вправе действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия).
5) Суды обычного права — племенные суды, в которых участвуют вожди, старейшины. Они рассматривают споры между соседями, споры об использовании земли, лесов, пастбищ, некоторые вопросы семейного права на основе обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассмат­ривать не могут. Их решения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных судов можно обжаловать в суд общей юрисдикции.
Особое место занимают конституционные суды, а также суды, рас­сматривающие вопросы конституционной ответственности высших должностных лиц (например, Высокий суд правосудия во Франции, Госу­дарственный трибунал в Польше). В некоторых странах действуют цер­ковные суды, которые рассматривают дела священников, но могут нала­гать также наказания на прихожан (покаяние, отлучение от церкви). Конституции запрещают создание чрезвычайных судов, т.е. таких, кото­рые образуются в ином порядке, чем определено конституцией и закона­ми, действуют вне правил судебной процедуры, а иногда и применяют наказания, не предусмотренные уголовным кодексом. Однако в условиях военных режимов такие суды обычно создаются.