Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 1. Понятие судебной власти

Вопросы организации и деятельности судов детально изучаются в курсах судоустройства, организации суда и прокуратуры, гражданского и уголовного процесса и др. В курсе конституционного права рассматри­ваются лишь основные аспекты организации и деятельности судебной власти.
В любой стране существуют различные юридические учреждения:
органы дознания и расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд, являющийся носителем особой ветви государственной власти — судебной. Другие юридические органы такой властью не обладают.
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения (некоторым исключением является рассмотренный ранее су­дебный прецедент), не занимается исполнительно-распорядительной де­ятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Государственная власть суда имеет конкретный харак­тер. Суд рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникаю­щие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные дела, иму­щественные притязания, трудовые споры, споры политического характе­ра, например по вопросу о запрещении деятельности политической пар­тии, жалобы граждан на действия чиновников). Эти вопросы рассматри­ваются судом в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом. Ее соблюдение при осуществлении су­дебной власти имеет принципиальное значение: если нарушена форма процесса, решение суда, даже правильное по существу, вышестоящим судом отменяется и дело направляется на новое рассмотрение в другой или тот же суд, но обязательно в ином составе судебной коллегии. В определенных случаях дело может принять к рассмотрению вышестоя­щий суд, если это отвечает условиям подведомственности и подсудности. Но и тогда решение будет принимать не судебное учреждение в целом, а созданная им судебная коллегия,
Судебная власть принадлежит не судебному учреждению, какого бы высокого ранга оно ни было, а судебной коллегии (по малозначительным делам — единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями установленной судебной процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (три — пять профессиональных судей обычно рассматривают некоторые гражданские иски), из одного или нескольких судей и 6—9—12—24 присяжных заседателей. Обычно в странах тоталитарного социализма в процессе участвуют один судья и два народных заседателя, во многих европейских странах — шесть — девять присяжных, шеффенов или ассизов, в странах англосаксонского права — судья и 12 присяжных. Народные заседатели имеют в процессе одинаковые права с судьей, принимая решение на равных с ним основа­ниях большинством голосов. Присяжные, за редчайшими исключения­ми, участвуют только в уголовном процессе и решают лишь вопрос о виновности или невиновности подсудимого (решают вопросы не права, а факта). Меру же наказания определяет судья.
Суд рассматривает и решает те или иные конфликты в обществе, возникшие между его членами — юридическими и физическими лица­ми, — в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, рассматривающей дело, и внутренним убеждением судей (коллегии). Правосознание, внутреннее убеждение, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет огромное значение при осуществлении судебной власти. Ее реализа­ция — приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску — представляет собой акт государственного принуждения, совершаемый в особых формах.
Деятельность суда призвана обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни испол­нительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона ли­шить человека свободы и даже жизни за совершение преступления, ото­брать у физических или юридических лиц собственность, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действия­ми должностных лиц, лишить недостойного родителя родительских прав и т.д. Это предполагает необходимость воспитывать в обществе уваже­ние к праву, к суду. Законы многих стран предусматривают особый со­став преступлений — неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.
Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление — наличие рассматриваемых ниже высших советов магистратуры, общегосударственных советов судей, высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы. Органы законодательной и исполнительной власти, как правило, решать эти во­просы не вправе, хотя они могут избирать или назначать судей (с согла­сия кандидатов на судебные должности).
В отличие от законодательной власти, которая теснейшим образом связана с политикой (главную роль в парламенте играют депутаты, яв­ляющиеся представителями политических партий, а в некоторых парла­ментах даже законодательно допускается лоббизм), в отличие от испол­нительной власти, которая также участвует в политике и поддается по­литическому давлению со стороны партий, других объединений, при осу­ществлении судебной власти политическое давление должно быть ис­ключено, равно как и любое давление с целью повлиять на решение суда. Суд не должен руководствоваться политическими или какими-либо иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела, принятии конкретного решения. На деле, однако, это не всегда бывает так, особенно в деятельности высших судебных орга­нов, в том числе конституционных судов. В условиях тоталитарного со­циализма, авторитарных режимов деятельность суда нередко служит продолжением партийной политики. Не свободен от влияния политичес­ких мотивов, общественного мнения, разного рода предубеждений и суд в демократических странах.
Положение ветви судебной власти в определенной степени противо­речиво. С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой стороны, это срав­нительно слабая власть, потому что она не опирается на непосредствен­ную поддержку избирателей, как власть законодательная, хотя в некото­рых странах судьи низших судов, народные заседатели могут избираться гражданами. Судебная власть не имеет силовых механизмов, как испол­нительная (ее судебные исполнители — крайне слабый аппарат). Сила этой власти коренится в неуклонном исполнении закона, в уважении судебного решения, его непререкаемости. Такое отношение к судебной власти со стороны других государственных органов, граждан, их объеди­нений, юридических лиц сложилось, однако, не во всех государствах. Оно воспитывается долго и существует прежде всего в странах с длитель­ными демократическими традициями, там, где укоренился принцип гос­подства права.
Обращение в суд, как правило, является для сторон платным. Судеб­ный процесс стоит дорого: по подсчетам, час судебного процесса в первой инстанции в США стоит около 300 долл. Наиболее известные адвокаты в
США берут до 500 и более долларов за час консультаций (это относите) к наиболее сложным делам фирм в сфере предпринимательской, торговой деятельности, к сложным наследственным делам). В Великобритании час работы адвоката в разных конторах (адвокатских фирмах) стот 30—60 ф. ст., учитываются время поездок и ожидания (около 20 ф. ст. зг час), телефонные звонки (около 3 ф. ст. каждый). Время, затраченное адвокатом в суде, оценивается приблизительно в 40 ф. ст. за час. Поэтому во всех странах стоит вопрос о доступности суда для бедных. Как прави­ло, в некоторых случаях предусматривается бесплатная юридическая помощь (бесплатное оказание адвокатских услуг и др.), некоторые виды исков не подлежат оплате судебной пошлиной, например дела об алимен­тах, трудовые споры.
Другая проблема — длительность судебного процесса. Иногда реше­ние дела занимает годы. Это снижает эффективность судебной власти. Наконец, во многих странах остро стоит проблема исполнения судебных решений: решения судов иногда игнорируются исполнительной властью, а сами суды недостаточно авторитетны, их материальное оснащение бедно. Поэтому роль суда в разных странах неодинакова. Там, где устой­чивы демократические традиции, суд пользуется большим авторитетом у населения. Во многих развивающихся странах, некоторых постсоциалис­тических государствах, где не преодолены последствия длительных тота­литарных режимов, роль суда невелика, часто население избегает обра­щаться в суд, используя другие методы разрешения конфликтов (в том числе и насильственные). Особенно это характерно для стран Востока, где предпочитают улаживать споры традиционными методами, часто с помощью племенных вождей, старейшин, нередко путем выкупа как воз­мещения за совершенные преступления, а иногда путем кровной мести. В странах тоталитарного социализма суд рассматривается как один из органов государства, находящихся, хотя и с определенными особеннос­тями, под идеологическим руководством коммунистической партии и обязанный проводить в жизнь ее линию. Правда, партийным органам запрещается вмешиваться в рассмотрение судом конкретных дел, однако на практике это происходит. В условиях авторитарных и тоталитарных режимов роль суда снижается также в связи с тем, что создаются внесу­дебные органы для расправы с политическими противниками, «контрре­волюционерами».