Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


§ 8. Непарламентские формы осуществления законодательной власти

Возможны надпарламентские и внепарламентские формы осущест­вления законодательной власти. Надпарламентские формы связаны с созданием особого рода органов, включающих наряду с парламентом (он становится частью таких органов, нередко преобладающей по численнос­ти) высших должностных лиц, лиц, назначенных президентом, предста­вителей государственной власти на местах, которые, по идее, должны выражать интересы местного населения. Такие органы существуют в настоящее время в некоторых странах Азии. В Индонезии это созывае­мый раз в пять лет Народный консультативный конгресс, состоящий из членов парламента и назначенных президентом представителей армии, из других так называемых функциональных групп — представителей разных слоев населения. Конгресс принимает общую концепцию разви­тия страны на последующие пять лет, может принимать законы, имею­щие особо важное значение. Он выбирает также президента и вице-пре­зидента. В Туркменистане существует Народный совет (Халк Маслаха-ты). В его состав входят президент республики, депутаты парламента (меджлиса), по одному представителю, избираемому от каждого этрапа (традиционная организация населения), председатель Верховного суда, генеральный прокурор, члены Совета министров, губернаторы областей, некоторые другие лица. Наиболее важные решения принимает Народ­ный совет, но законодательствует и парламент. Таким же органом, хотя и с иным составом, была по конституции Афганистана Великая джирга. Только она могла принимать и изменять основной закон. Органом такого же рода является Великий народный хурал в Монголии.
Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским путем, в частности путем принятия законов на референдуме, о чем гово­рилось выше. В Китае «частные законы» — законы по частным вопро­сам — может принимать Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Он широко использует это право, поскольку сессия парламента собирается лишь раз в год и на короткое время. Законы по экономическим вопросам (точнее, акты, имеющие силу закона) может издавать Государственный совет (правительство) Китая. Для этого ему не нужно какого-либо делегирования полномочий. На Кубе акты, издаваемые Государственным советом — высшим постоянно дей­ствующим органом парламента, — также, по существу, имеют силу зако­на. Несколько законодательных органов существует в КНДР.
В последние десятилетия появились и другие, «подпарламентские» формы осуществления законодательной власти — издание при опреде­ленных условиях законов комиссиями или секциями парламента (Греция, Испания, Италия). Выше было сказано также об осуществлена регламентарной власти и о делегированном законодательстве.