Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих

125487


Классификация парламентов с точки зрения их полномочий

В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неогра­ниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консуль­тативные. Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большин­стве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерога­тива (например, вопросы войны и мира в Великобритании, хотя на прак­тике такие полномочия осуществляются парламентом или даже кабине­том министров). В тех странах этой группы, где принято жесткое разде­ление властей (например, в США), а также там, где есть органы консти­туционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконсти­туционными, концепция верховенства парламента подвергается опреде­ленным ограничениям.
Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа принята и в странах тоталитарного социализма, конституции ко­торых обычно содержат перечень вопросов, относимых к компетенции этого органа, а затем следуют слова: «и другие», означающие, что выс­ший представительный орган может принять к своему рассмотрению любой вопрос (на практике парламент действует по указанию руководст­ва правящей коммунистической партии). Впрочем, и в тех демократичес­ких странах, где какая-либо партия имеет большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета.
Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Фран­ции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы — законы-рамки, устанав­ливающие основы правового регулирования (более детальное регулиро­вание в соответствии с этими законами вправе осуществлять исполни­тельная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопро­сам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.
Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульман­ских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иног­да вообще не могут издавать законы (в ОАЭ, например, хотя существует назначаемое Национальное собрание, акты же, имеющие силу закона, издает Совет эмиров). В Саудовской Аравии подобные акты издает ко­роль (после обсуждения в Консультативном совете — совете аш-шура), но они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, являющиеся предметом законов, уже урегулированы в свя­щенных книгах — Коране и сунне.