Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Структура парламента

Под парламентом обычно понимают одно­палатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалат­ного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо слож­нее. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнюю палаты (при этом закон, как правило, может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства яв­ляется президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.)> парламент рассматривается как двуединое учреж­дение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понима­ются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.
В настоящее время число палат в парламентах стран мира не пре­вышает двух, но в конце 80-х — начале 90-х годов в ЮАР (до принятия временной конституции 1994 г.) парламент юридически состоял из трех палат, хотя подлинным органом государственной власти была палата белого населения. В парламенте Югославии в 70-х годах было пять палат. В некоторых странах Африки и Океании существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.). В большинстве стран в настоящее время действуют двухпалатные парламенты, а в Дании, Греции, Египте, Китае, Португалии и многих других странах — однопалатные.
Палаты парламента имеют разные названия (нередко — палата де­путатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер: в настоящее время в большин­стве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем ниж­няя.
Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии от­срочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето — отказ согласиться с решением нижней палаты — может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).
Глава государства является участником законодательной власти не­зависимо от того, охватывается ли он понятием «парламент». Лишь в тех странах, где глава государства не подписывает законы, не обладает пра­вом вето, он фактически не участвует в законодательстве. В большинст­ве же стран законы принимаются парламентом, а издаются главой госу­дарства (в связи с этим ниже рассматривается институт промульгации законов).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), а то и больше (Польша), многочис­леннее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин. Самая большая численность однопалатного парламента в Китае:
по конституции 1982 г. Всекитайское собрание народных представите­лей не может превышать 3 тыс. человек. В настоящее время в нем около 3 тыс. депутатов. Тенденция последних десятилетий — установление фиксированной численности палат, при этом в нижней палате нигде не бывает больше 651 члена, обычно же их значительно меньше. В Великоб­ритании на скамьях в зале заседаний нижней палаты всего около 400 мест, т.е. заранее предполагается, что не все члены (651 человек) явятся на заседание; в верхней палате обычно 100—300 сенаторов (часто мень­ше и очень редко немногим больше).
В марксистской теории двухпалатная структура парламента (кроме федеративного государства) рассматривается как нежелательное явле­ние (в Китае, на Кубе, в КНДР, Вьетнаме однопалатный парламент). Считается, что верхняя палата более реакционная и тормозит позитивные мероприятия нижней, решения о проведении которых могут принимать­ся под давлением трудящихся. В настоящее время в большинстве стран верхние палаты не пользуются сколько-нибудь значительными полномо­чиями. В Великобритании, например, палата лордов нередко в течение 5—6 лет не выдвигает никаких возражений против законопроектов, при­нятых палатой общин. В современных условиях верхняя палата рассмат­ривается скорее как орган, призванный обеспечить всестороннюю взве­шенную оценку законопроекта.