§ 6. Народная законодательная инициатива
Народная законодательная инициатива подобно выборам и референдуму тоже является одним из способов осуществления непосредственной демократии. Она предполагает участие избирателей и принятие решения их определенным числом. Но это решение не носит характера окончательного, оно относится только к инициативе постановки вопроса. Народная законодательная инициатива — это право определенной группы избирателей предложить проект закона, который подлежит обязательному рассмотрению парламентом, хотя последний вправе принять любое решение: согласиться с ним, внести в него поправки или отклонить его. Институтом, близким к народной законодательной инициативе, является также право определенной группы избирателей предложить референдум по определенному вопросу (вопросам); это предложение, как говорилось выше, может быть либо принято, либо отклонено.
Институт народной законодательной инициативы предусмотрен конституциями или законами ряда стран. На общегосударственном уровне он действует в Австрии, Испании, Италии, Швейцарии, на Филиппинах, на региональном — применяется в США, Швейцарии и некоторых других странах (в субъектах федерации). Он не применяется в тех странах англосаксонского права, где всегда господствовала идея верховенства парламента. Народная законодательная инициатива не используется также во многих мусульманских странах, где доминирует концепция аш-шура.
Конституции стран, предусматривающие возможность народной законодательной инициативы, устанавливают, что для внесения проекта закона нужно собрать определенное число подписей избирателей, подлинность которых подвергается проверке и удостоверяется нотариусом или должностными лицами местного самоуправления на уровне общин. В Швейцарии необходимо собрать 50 тыс. подписей, в Испании — 500 тыс., в Бразилии — 1 % общей численности избирателей, в Колумбии — 5%. Нередко предусматривается, что эти избиратели должны представлять в определенной пропорции различные районы страны. Это сделано для того, чтобы постановка вопроса имела общегосударственный, а не местный характер. В Бразилии избиратели должны представлять не менее пяти штатов (из приблизительно трех десятков), в Румынии — не менее одной четверти уездов страны. Зачастую установлен срок для сбора подписей, обычно он составляет не более шести месяцев.
Нередко требуется, чтобы проект закона, представляемый в порядке законодательной инициативы, был оформлен соответствующим образом — разделен на главы, параграфы или статьи, а иногда чтобы он имел также мотивировочную часть и объяснение необходимости данного законопроекта. Подписи избирателей должны содержать имена, фамилии, часто — место жительства или название общины, в списки которой внесен избиратель. После проверки подписей и их удостоверения законопроект передается в парламент и рассматривается им по обычной процедуре.
В странах тоталитарного социализма усеченной формой народной законодательной инициативы является право некоторых общественных организаций вносить законопроекты по определенным вопросам. Чаще всего этим правом наделяются профсоюзы, составляющие в этих странах единую централизованную организацию. В отдельных странах такое право имеет церковь (например, в Великобритании), но только по религиозным вопросам. В порядке законодательной инициативы, как и при референдуме, запрещается вносить проекты по некоторым вопросам: о бюджете, налогах, амнистии, по вопросам международных отношений и т.д.
Народная законодательная инициатива применяется редко и малоэффективна. Например, в Италии со времени принятия конституции 1947 г. в таком порядке принят лишь один закон (в целом в Италии принимается в среднем 300 законов ежегодно).