Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Федеральный контроль и федеральное принуждение

Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, существует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами федера­ции. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционны­ми и иными судами (контроль за соответствием актов субъектов феде­ральной конституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве федераций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за правильным использованием субсидий федера­ции ее субъектами) и т.д.
Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные спо­собы федерального контроля: введение чрезвычайного положения на территории субъекта (субъектов) федерации, президентское правление в субъектах, федеральное принуждение, институт федеральной интер­венции (вмешательства), приостановление собственного управления субъекта федерации. О возможности федерального принуждения гово­рят конституции США, Германии, других стран. Крайним способом феде­рального принуждения являются военные действия; они использовались при сецессии некоторых субъектов в США, Швейцарии, Нигерии, Паки­стане.
Возможность введения чрезвычайного положения на части террито­рии субъекта федерации, в субъекте федерации в целом или в федерации подчиняется общим правилам, указанным выше. При введении чрезвычайного положения ограничиваются политические и личные свободы граждан, применяются «жесткие» способы управления и т.д. Чрезвычай­ное положение вводилось на части территории Индии в связи с действия­ми террористов, в Пакистане во время этнических столкновений, в Ма­лайзии, на Коморах в связи с попытками военного переворота, в отдель­ных штатах Мексики в связи с партизанским движением повстанцев.
Институт президентского правления особенно часто использует­ся в Индии, где было уже более 100 случаев его применения. Президент­ское правление вводится целиком в штате или в группе штатов сроком на 2 месяца, а в крайнем случае — на 6 месяцев. Основанием для примене­ния этой меры являются массовые беспорядки, исчезновение в штате конституционных властей, иные чрезвычайные обстоятельства (напри­мер, массовая коррупция в органах власти штата). Президент издает указ о введении президентского правления по совету кабинета (премьер-ми­нистра). Деятельность законодательного собрания штата приостанавли­вается или оно может быть даже распущено, правительство штата сме­щается или его деятельность приостанавливается, вся полнота власти по управлению штатом переходит к президенту. Он назначает для этого своего представителя (обычно им бывает назначенный ранее губернатор штата, который в нормальной ситуации не обладает существенными пол­номочиями, поскольку штатом управляет его правительство, сформиро­ванное партией или партиями, имеющими большинство в законодатель­ном собрании штата). Губернатор управляет штатом до тех пор, пока не будет восстановлена нормальная ситуация. После этого деятельность прежних органов штата возобновляется, а если они были распущены и смещены, проводятся новые выборы в законодательное собрание штата, которое формирует его правительство. После этого губернатор утрачива­ет чрезвычайные властные полномочия.
Близкий к этому институт — федеральное принуждение по отноше­нию к земле (землям) в Германии. При применении этой меры парламент земли (ландтаг) распускается, для управления землей назначается феде­ральный комиссар. Случаев применения федерального принуждения в Германии не было.
Институт федеральной интервенции (вмешательства) вдела штатов предусмотрен конституциями латиноамериканских федераций — Ар­гентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, а также конституцией Эфио­пии 1994 г. В случае чрезвычайной ситуации в штате президент, при­влекая армию, вправе сместить органы власти и управления штата, назначить для управления им своего представителя. Президент дейст­вует самостоятельно, так как, например, в латиноамериканских феде­рациях нет совета или кабинета министров как особого органа, или по совету такого органа либо премьер-министра (Эфиопия). Перечень в конституциях условий для применения федеральной интервенции яв­ляется исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению. Согласно конституции Бразилии 1988 г., федеральная интервенция в дела штата возможна в точно указанных восьми случаях (обеспечение целостности страны, угроза публичному порядку, необходимость обес­печения свободного осуществления власти и др.), в том числе в случае, если штат не платит в течение двух лет налоги в федеральный бюджет. Штаты в Бразилии также имеют право вмешательства в дела муниципий (административно-территориальных единиц), но тоже в точно указан­ных случаях, в частности при непредставлении отчетов, предусмотрен­ных законодательством.
В истории латиноамериканских федераций было несколько сот слу­чаев федеральной интервенции, но в XX в. этот институт используется все реже. Действуют другие, отлаженные механизмы подчинения субъ­ектов воле федерации, способы координации деятельности федерации и штатов.
Институт приостановления собственного (провинциального) уп­равления субъекта федерации предусмотрен конституцией Папуа — Новой Гвинеи 1975 г. Эта страна в отличие от рассмотренных ранее имеет квазимонархическую форму правления (монарха Великобритании представляет генерал-губернатор), поэтому указанная мера осуществля­ется не главой государства (он не имеет существенных полномочий), а премьер-министром, лицом, которому принадлежит реальная власть; од­нако акт премьер-министра требует последующего утверждения парла­мента. Приостановление собственного управления провинции — субъ­екта федерации — возможно в случаях коррупции в ее органах управле­ния, развала управления, несоблюдения конституции. При этом управле­ние провинцией, каждая из которых имеет свою конституцию, переходит непосредственно к федеральному правительству, провинциальное зако­нодательное собрание распускается, орган исполнительной власти про­винции отстраняется от выполнения своих обязанностей. В этот период руководит управлением провинции федеральный министр, ответствен­ный за местное управление. Эта мера не может длиться более 9 месяцев, но парламент может продлить срок еще на 6 месяцев. В течение этого времени должны быть проведены выборы в провинциальное собрание и сформировано местное правительство.
Конституции предусматривают необходимость контроля парламента за применением чрезвычайных мер в отношении субъектов федерации. В Бразилии, например, при применении федеральной интервенции дол­жен быть в течение пяти дней созван парламент для контроля за дей­ствиями исполнительных органов. В Индии парламент принимает на себя полномочия законодательного собрания штата при введении в нем президентского федерального в других странах.