Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Формы унитарных государств

Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальнх единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы. В простом уни­тарном государстве существует только административно-территориаль­ное деление, автономных образований нет.
По степени централизации принято различать централизованные, де­централизованные и относительно децентрализованные государства. В централизованном унитарном государстве во все звенья администра­тивно-территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни, назначаются «сверху» чиновники для управления ими или такие чиновники утверждаются вышестоящими органами из числа кан­дидатур, предложенных местным собранием, местным представитель­ным органом. Последнее имеет место, например, в Индонезии, Таиланде. В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное государство, в областном звене которого (например, в областях Болга­рии, воеводствах Польши) нет представительных органов, этими админи­стративно-территориальными единицами единолично управляют назна­ченные представители правительства (начальники областей — управи­тели в Болгарии, воеводы в Польше).
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места (в административно-территориальные единицы) представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управлению. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созыва­ются сходы граждан, в более крупных избираются советы (Великобрита­ния, штаты США, провинции Канады и др.). Местные должностные лица (например, казначей, шериф и т.д.) тоже зачастую избираются непосред­ственно населением.
Относительно децентрализованное унитарное государство харак­теризуется тем, что в высших звеньях административно-территориаль­ного деления (обычно кроме районного звена) есть два органа: назначен­ный сверху чиновник общей компетенции (комиссар, префект) — пред­ставитель государственной власти и избранный населением совет — орган местного самоуправления. В городах, общинах такой совет (муни­ципалитет) избирает мэра, который занимается управлением. Подобная система существует во Франции, ее заимствовали также некоторые франкоязычные страны Африки, но в более централизованном варианте. Мэр может быть избран и непосредственно населением.
Приведенная классификация в определенной мере является услов­ной. При единоличном воеводе в Польше существует совещательный орган — сеймик, куда каждая община (гмина) посылает двух предста­вителей. Во Франции в большинстве звеньев есть выборные органы, но в районном звене такого органа нет, все дела вершит супрефект, который контролирует также деятельность нижестоящих муниципаль­ных советов. В Индонезии все-таки есть в областях выборные советы, решения которых, правда, нуждаются в утверждении назначенными губернаторами.
В децентрализованном унитарном государстве границы между адми­нистративно-территориальными единицами, особенно среднего и низо­вого уровня, изменяются по соглашению между ними, без участия цент­ральных органов государства. В централизованном государстве такие изменения требуют согласия центра. Это относится иногда даже к изме­нению границ общин.