Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


«Рационализированный парламентаризм» в парламентарной республике

Парламентарная республика, как и президентская, тоже испытывает в наше время давление, направленное на «рационализацию» парламентаризма. Но в данном случае суть этого давления состоит в том, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия, создать стабильное правительство, исключить министерскую чехарду (в Италии, например, за послевоенные полвека сменилось более 50 советов министров). С этой целью применяются разные приемы, отно­сящиеся к партийным комбинациям членов парламента (но есть и об­ратные комбинации с целью организовать выражение недоверия и «сва­лить» кабинет).
Существуют и конституционные способы для создания более ста­бильного правительства в парламентарной республике. Одним из наибо­лее действенных является «конструктивный вотум недоверия», предус­мотренный конституцией Германии. Во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выра­жено, они назначаются и смещаются канцлером. Во-вторых, бундестаг имеет право выразить вотум недоверия канцлеру только при условии, чтс проект резолюции, внесенный в бундестаг, будет содержать два пункта:
предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение об избрании нового канцлера. Провести такую резолюцию в парламенте очень трудно, и на практике замена одного канцлера другим имела месте только один раз — в 1982 г.
Канцлер может и по своей инициативе поставить вопрос о доверии Предложение считается принятым, если за него голосует абсолютное большинство депутатов. Отклонение предложения о доверии не обязыва­ет канцлера уйти в отставку. Он может обратиться к президенту с про­сьбой о роспуске в течение 21 дня бундестага. Право роспуска погашает­ся, если бундестаг в этот промежуток времени изберет абсолютным боль­шинством голосов нового канцлера. В этом случае прежний канцлер обязан уйти в отставку. В случае отставки канцлера покидают свои пость и все члены правительства.
Другим примером внедрения «рационализированного парламентаризма» является Франция, в которой это привело к преобразованию существовавшей по конституции 1946 г. парламентарной республики  республику полупрезидентскую, полу парламентарную. В соответствии с конституцией 1958 г., разработанной под руководством президенте Франции генерала де Голля, власть президента была усилена таким образом, что он стал центральной фигурой всего государственного аппарата Прежде всего были ограничены законодательные полномочия парламен та. Теперь он не имеет права принимать законы по всем вопросам общественной и государственной жизни: в конституции есть перечень отведенных ему проблем. Все остальные вопросы решаются на основе применения регламентарной власти: президентом, правительством, министра ми; исполнительная власть издает, по существу, акты с силой закона Президент рассматривается как арбитр в государстве: на него возлагается конституционная обязанность обеспечивать своим арбитражем функ­ционирование государственных институтов. Он выносит на референдум любой вопрос, минуя парламент, и обнародует затем решение референ­дума в качестве закона. Он председательствует на официальных заседа­ниях правительства (хотя есть должность премьер-министра). По ст. 16 конституции президент имеет исключительные полномочия в случае по­литического кризиса, на срок действия этих полномочий в его руках сосредоточивается вся полнота власти (правда, с введением в действие исключительных полномочий автоматически созывается парламент и Национальное собрание не может быть распущено).
Вместе с тем элементы парламентарной республики сохраняются. Назначенное президентом правительство представляется нижней пала­те парламента, излагает свою программу и по традиции просит о доверии. Парламент может также принять резолюцию порицания правительству, что влечет его уход в отставку, но принятие такой резолюции затруднено:
она может быть внесена не менее чем десятой частью всего состава нижней палаты и принята абсолютным большинством голосов списочно­го состава парламента. Резолюция порицания с 1958 г. была принята всего один раз — в 1982 г.
Развитие Франции (особенно в связи с «разделенным правлением») свидетельствует, что парламент усиливает свои полномочия, а влияние президента ослабляется. Определенную роль в этом сыграли и некото­рые решения Конституционного совета, которые привели, в частности, к тому, что установленное конституцией ограничение сферы законода­тельства парламента практически не соблюдается, а традиция голосова­ния по вопросу о вотуме доверия (недоверия) новому правительству остается прочной.
«Рационализированный парламентаризм» Франции оказал влияние на другие страны (на некоторые франкоязычные страны Африки, Шри-Ланку и другие государства). Элементы «рационализированного парла­ментаризма» присущи всем постсоветским полупрезидентским респуб­ликам.
Наряду с формами республики и монархии есть смешанные формы государства, соединяющие некоторые черты и той, и другой.