Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика

Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской Амери­ке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80—90-х годов — в Северной и Тропичес­кой Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского все­властия (в Африке это было связано с крушением тоталитарных режимов в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации). В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские респуб­лики с элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридичес­кому главе правительства — президенту), которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет раз­ную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат консти­туционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых дру­гих латиноамериканских странах.
В Уругвае парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется квалифицированное большинство голосов в 2/3, кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента. К тому же парламент не дол­жен одобрять или не одобрять программу правительства. Он может ее обсуждать, но решения по этому поводу не выносит. В Венесуэле также есть институт вотума недоверия отдельному министру. Кроме того, в этой стране парламент рассматривает и одобряет программу правитель­ства, представленную президентом. Это делается на совместном заседа­нии обеих палат, а не только на заседании нижней палаты, как это при­нято в парламентарных республиках при двухпалатной структуре парла­мента. В Перу по конституции 1979 г. и затем по конституции 1993 г. при вотуме недоверия, выраженном парламентом, президент обязан смес­тить министра. Вотум недоверия отдельному министру возможен в Ко­лумбии (конституция 1991 г.), в Эквадоре (конституция 1984 г. с после­дующими поправками).
Выше говорилось о вотуме недоверия в президентской республике отдельным министрам, который, однако, не затрагивает фактического главу правительства — президента. В некоторых странах возможно выражение вотума недоверия и всему совету министров, который характе­ризуется конституциями как орган исполнительной власти. Ответствен­ность назначенного президентом правительства перед парламентом пре­вращает президентскую республику в полупрезидентскую. Во Франции, например, новое правительство излагает свою программу и просит о доверии, хотя оно и не обязано делать это. Может быть принята резолю­ция порицания правительству, и оно должно уйти в отставку. Правда, принятие такой резолюции крайне затруднено, и за четыре десятилетия действия конституции 1958 г. во Франции были лишь единичные случаи такого рода. На базе использования прежних традиций парламентариз­ма, с появлением президентов с иными личными качествами, чем де Голль, Франция сохраняет все меньше черт полупрезидентской респуб­лики и все больше превращается в парламентарную. Этому способство­вала и практика «разделенного правления»: президент и парламентское большинство принадлежали к разным партиям (блокам). В Перу прези­дент при вотуме недоверия может уволить правительство в отставку, а в отдельных случаях даже обязан сделать это.
Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство подот­четно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответ­ствии со ст. 113 конституции Украины 1996 г. Кабинет министров ответ­ствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верхов­ной раде (однопалатному парламенту). В постсоциалистических государ­ствах премьер-министры нередко должны назначаться с согласия парла­мента, но назначение министров президентом такого согласия не требу­ет. Ответственность всего состава правительства в связи с выражением вотума недоверия возможна, но крайне затруднена (например, необходи­мо двукратное отклонение программы правительства в Белоруссии, одного раза недостаточно). В других случаях двукратного вотума недове­рия не требуется, но все равно президент сам решает, уволить правитель­ство в отставку или распустить парламент. Правда, в разных постсоциа­листических полупрезидентских республиках в решении этого вопроса имеются свои особенности, но отдельному министру вотум недоверия вынести невозможно (в случае его принятия никаких юридических пос­ледствий не возникает). В Етипте, напротив, требование отставки отно­сится только к министрам. Если же недоверие выражено персонально премьер-министру или кабинету в целом, президент может не согласить­ся с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. Если последний подтверждает свое решение, президент вправе вынести спор­ный вопрос на референдум — голосование избирателей. Результаты го­лосования в пользу правительства влекут роспуск парламента, в пользу парламента — отставку правительства.
Примеры таких президентских республик, как, например, Венесуэла, Египет, Уругвай, свидетельствуют о том, что в тех из них, где возможен вотум недоверия министру или правительству в целом, он крайне затруд­нен, к тому же окончательное решение, как правило, принадлежит пре­зиденту. Эта же ситуация наблюдается в полупрезидентских республи­ках, где вотум недоверия одному министру вообще невозможен. Вопрос о недоверии правительству и министру в обеих группах республик может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента: в Перу — 1/20 всего состава парламента, в Колумбии — 1 /10, в Белорус­сии — 1 /З нижней палаты парламента, на Украине — 1 /З однопалатно­го парламента. Решается же он только большинством общего состава парламента, а иногда и квалифицированным большинством.
Правительство в президентской и полупрезидентской республике, если оно возглавляется административным премьером, может и само поставить вопрос о доверии. Этим оно обычно пытается укрепить свои позиции или провести в парламенте закон, угрожая в противном случае своей отставкой. Такой порядок тоже во многом сближает президент­скую республику с парламентарной. Рассмотренные явления отражают современные тенденции в развитии конституционного права стран мира.
Парламентарная республика. Парламентарная республика, осо­бенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем прези­дентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португа­лия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океа­нии и немногие другие страны. Правда, в последние годы после ликвида­ции тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республи­ки идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы.
В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применя­ются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (на­пример, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней пала­ты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента и делегаты об­ластных советов, в Индии — выборные члены парламента и выборные члены законодательных собраний штатов.
Способ выборов президента не является, однако, решающим критери­ем отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назнача­ется президентом. Но в отличие от президентской республики это фор­мальный акт. В парламентарной республике, как и в парламентарной монархии, глава государства не является главой правительства и не сво­боден в выборе премьер-министра, который потом определяет состав правительства (кабинета) и вносит его на утверждение парламента. Пре­зиденту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правитель­ство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной рес­публике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей боль­шинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединив­шихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коали­ционное правительство).
Это означает, что правительство формируется партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских) выборах.
В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы государственного значения президент решает само­стоятельно (в Италии он назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты). В условиях, когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что правительственная партия утрачивает большинство (например, в результате перехода депутатов в другие пар­тии), президент может проявить самостоятельность в формировании но­вого правительства (так было, например, в Индии).
В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правитель­ство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выбо­ров. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.