Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Общественные объединения и конституционное право

В соответ­ствии с конституционным правом на объединение граждане, а иногда и неграждане создают множество различных объединений: политических партий, общественных организаций, массовых движений, организаций и учреждений общественной самодеятельности и общественного самоуп­равления. Нередко все они охватываются термином «общественные объ­единения», хотя во многих странах партии регулируются правом и рас­сматриваются в науке отдельно ввиду их особой роли в обществе. Иногда понятия «общественные организации», «ассоциации» применяются толь­ко к непартийным объединениям, хотя некоторые их разновидности тоже подвергаются особому правовому регулированию (например, профсо­юзы). Различные виды общественных объединений играют неодинако­вую роль в политике, а некоторые (например, общества филателистов) вообще не имеют отношения к политике. В конституционном праве изу­чаются лишь те объединения публичного характера, главной целью кото­рых служит не извлечение прибыли, а участие в общественной жизни, в политике, в борьбе конституционными средствами за государственную власть, в давлении на нее. (Такие объединения, как, например, акционер­ные общества, в том числе и корпорации публичного права, являются предметом изучения в иных учебных дисциплинах.) Правда, в современ­ных условиях многие общественные движения неполитического характе­ра неотделимы от политики, в том числе международной (например, известное экологическое движение «Гринпис» — «зеленый мир»). В от­дельных странах даже религиозные движения в какой-то мере участвуют в политике, хотя конституции содержат положения об отделении церкви от государства (например, в Польше). К тому же законодательство раз­ных стран неодинаково: в одних, например в Болгарии, неполитическим объединениям не разрешено заниматься политической деятельнос­тью — для этого создаются партии; в других, например в странах тоталитарного социализма, законодательство предписывает активное участие профсоюзов и других объединений в политике.
Неодинаков подход и к важнейшим политическим организациям — партиям. В странах англосаксонского права и некоторых других полити­ческие партии по традиции долгое время считались «частным делом», «клубом». До сих пор в конституциях таких стран, как правило, нет упоминаний о партиях, не существует там и специальных законов о пар­тиях: на них распространяются законы об ассоциациях, не занимающих­ся извлечением прибыли, хотя и здесь в последние десятилетия законо­дательство, обычно относящееся к другим вопросам, регулирует отдель­ные стороны деятельности политических партий (их участие в избира­тельном процессе, финансирование и др.).
В подавляющем большинстве государств партии рассматриваются как «публичное дело», все чаще говорится о роли партии в конституциях, принимаются специальные законы о партиях (в Германии в 1967г., Испа­нии в 1978 г., Тунисе в 1988 г., Болгарии в 1990 г., в Латвии в 1991 г. и др.). Включение в конституции положений о политических партиях называется в научной литературе конституционализацией политических партий, а издание специальных законов — институционализацией. Пар­тии становятся институтом конституционного права, специфическим объектом изучения. В отечественных курсах государственного права партии и другие общественные объединения изучались и раньше, но преимущественно в политологическом аспекте. В данной главе основное внимание уделяется юридическим характеристикам.