Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Пределы конституционного регулирования вопросов общественного строя

Как отмечалось, конституции, принятые в зарубежных стра­нах до второй мировой войны, ограничивались, как правило, регулирова­нием двух сторон общественной жизни: организации государственной власти и основных прав личности. Лишь некоторые конституции (кон­ституция Мексики 1917г. (действует до сих пор), Веймарская конститу­ция Германии 1919 г., конституция Чили 1926г., конституция Ирландии 1937 г. и др.) несколько выходили за эти пределы. Основные законы социалистических стран, начиная с Конституции Российской Федерации 1918 г., положили начало принципиально иной трактовке объекта кон­ституционного законодательства, включив в него основные вопросы со­циально-экономической структуры общества, политической системы, идеологии. Содержание такого регулирования не отвечало идее общече­ловеческих ценностей, принципам демократии, но сам подход оказал значительное влияние на конституции ряда зарубежных стран, приня­тые после второй мировой войны, особенно на конституции так называе­мых народно-демократических государств — Болгарии (1947 г.), Чехо­словакии (1948 г.), а также на конституции некоторых капиталистичес­ких стран, и прежде всего Италии (1947 г.). В последующие годы этот подход был воспринят многими основными законами развивающихся стран, особенно стран социалистической ориентации (по моделям тота­литарного социализма), новыми конституциями некоторых капиталисти­ческих стран (Бразилии 1988 г. и др.); он сохранен в определенной мере и в постсоциалистических конституциях (Казахстана 1995 г., Украины 1996 г., Белоруссии 1996г. и др.).
Существуют, однако, объективные пределы конституционного регу­лирования, вмешательства государства в сферу социально-экономичес­ких, политических, идеологических отношений. Излишняя «зарегулированность» этих отношений может препятствовать общественному эво­люционному развитию, вести к тоталитаризму. В подавляющем боль­шинстве действующих зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых принципах (даже не об основах) общественного строя, которые нередко закрепляются в главах, посвященных директивным принципам политики. Они не имеют прямого действия (не могут, в частности, прину­дительно выполняться судами), но должны служить ориентиром для дея­тельности правительства (конституции Бразилии, Индии, Непала, Таи­ланда, Филиппин и др.). Наиболее подробно вопросы общественного строя регулируются в конституциях стран тоталитарного социализма.