Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Тенденция развития зарубежных конституций

Общемировой процесс развития конституций прошел три этапа и сейчас находится на четвертом. На разных этапах их социальное и юридическое содержание изменялось. Первый этап длился от возникновения современных кон­ституций в XVIII в. до первой мировой войны и образования государств тоталитарного социализма. Конституционный процесс на этом этапе ох­ватывал в основном Европу, Северную и Южную Америку (исключение составляли африканская Либерия, Южная Африка и Австралия). Объем конституционного регулирования был узким, он ограничивался преиму­щественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти. На втором этапе — между двумя мировыми войнами — консти­туционное регулирование распространилось на некоторые вновь образо­ванные государства Восточной Европы, единичные страны Азии и Афри­ки («колониальные конституции»). В связи с возросшей экономической и социальной ролью государства это регулирование затронуло (и в ста­рых, и в новых государствах) новые области общественных отношений, а в появившихся конституциях стран тоталитарного социализма оно при­обрело почти всеобъемлющий характер, охватив сферу социально-эконо­мических прав, идеологии, создание тоталитарной политической системы. На третьем этапе — после второй мировой войны до рубежа 80— 90-х годов — конституционный процесс приобрел глобальный характер, распространившись на Азию, Африку, Океанию, поскольку в результате ликвидации колониальной зависимости возникло более 100 новых госу­дарств. На этом этапе в разных группах государств действовали четыре модели конституции: либеральные конституции прошлого (США, Бель­гии и др.), либеральные конституции «второй волны» (Японии 1946 г., Италии 1947 г. и др.), конституции тоталитарного социализма и либерально-этатические конституции во многих развивающихся странах (включая Латинскую Америку). В первых и особенно во вторых, в част­ности под влиянием ранних социалистических конституций, массового демократического движения, был существенно расширен объект консти­туционного регулирования: в них были включены социально-экономи­ческие положения, нормы о роли партий, принципы внешней политики, отчасти положения об общественных объединениях. Конституции тота­литарного социализма отрицали разделение властей и закрепляли прин­цип единства государственной власти в его специфическом понимании («Вся власть Советам!»), провозглашали руководящую роль марксистско-ленинской партии в обществе и государстве, преимущества в правах для «трудящихся», обязательную идеологию. Конституции новых, разви­вающихся государств (капиталистической ориентации) тяготели к за­падной модели, заимствуя отдельные положения основных законов тота­литарных социалистических государств (по национальному вопросу, о планировании, борьбе с эксплуатацией и др.). Конституции стран социа­листической ориентации во многом копировали социалистическую кон­ституционную модель, часто ухудшая ее (впрочем, они включали некото­рые либеральные положения). На этом этапе во многих странах особенно четко выявилось противоречие между юридической и фактической кон­ституцией, многие позитивные нормы конституций нередко носили лишь декларативный характер(особенно в социалистических и развивающих­ся странах).
Четвертый этап, начавшийся в конце 80-х — начале 90-х годов, характеризуется крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Аф­рике. С конца 80-х годов до 1997 г. принято более 100 новых конституций, отразивших изменение ситуации и конституционных приоритетов. Они отражают также возрастаяие значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран, к поправкам к ним), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собст­венного опыта.