Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Юридическая школа

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значи­тельное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государст­ва, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятель­ность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продол­жают широко использоваться в науке конституционного права.
Политологическая школа одержала окончательную победу в сере­дине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы консти­туционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических инсти­тутов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет препо­давания теперь называется «Конституционное право и политические ин­ституты».
Особое место занимает теологическая школа. Она отличается край­ней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским на­правлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, вы­сказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной обо­лочкой. Она представлена главным образом исследованиями мусульман­ских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить  выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совеща­нием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осущест­вляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в част­ности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).