Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Избирательные комиссии – организаторы и участники избирательного процесса

В соответствии со ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательная комиссия – это коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. Именно на них возлагается основная организационная работа по проведению выборов, обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан.
В соответствии с указанным законом в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии: а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; в) избирательные комиссии муниципальных образований; г) окружные избирательные комиссии; д) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; е) участковые избирательные комиссии.
Федеральные и региональные законы о выборах устанавливают строго определенную систему избирательных комиссий, их соподчиненность и распределение полномочий между ними применительно к соответствующему виду и уровню выборов органов государственной власти и местного самоуправления. Так при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ действуют Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии. Выборы Президента России организуют и проводят такие же комиссии, за исключением окружных комиссий. Поэтому ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех указанных избирательных комиссий при проведении соответствующих выборов в Государственную Думу ФС РФ и Президента Российской Федерации.
Система, взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и в представительные органы местного самоуправления в систему создаваемых избирательных комиссий входят окружные избирательные комиссии, организующие выборы в пределах своих одномандатных или многомандатных избирательных округов. Проведение выборов должностных лиц органов местного самоуправления не требует создания окружных избирательных комиссий, поскольку в этом случае выборы проходят по единому территориальному избирательному округу.
Не входя ни в одну из ветвей государственной власти, система избирательных комиссий действует как государственно-общественная структура, высшие уровни которой (ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные комиссии) являются государственными органами, а остальные являются общественными образованиями, решения которых по вопросам проведения выборов обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц.
Правовой статус избирательных комиссий как самостоятельных органов характеризуется тем, что они: в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; обладают собственной компетенцией, установленной федеральным и региональным законодательством; осуществляют свои полномочия на постоянной основе, либо в течение установленного срока; финансируются за счет средств государственного (федерального либо регионального) или местного бюджета; формируются в установленном законом порядке уполномоченными органами и местного самоуправления, либо вышестоящими избирательными комиссиями государственной власти на основе предложений политических партий, избирательных блоков, иных общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства; наделены полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; несут ответственность за законность своих действий и решений.
Независимости и самостоятельности избирательных комиссий служит ряд других законоположений, в частности и то, что государственные и муниципальные служащие в составе избирательной комиссии не могут составлять более одной трети от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На практике независимость комиссий не только не исключает, но и предполагает их взаимодействие с органами государственной власти, местного самоуправления при решении целого ряда вопросов организации избирательного процесса. Кроме того, на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, их должностные лица возложена обязанность оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование.
Расходы, связанные с деятельностью избирательных комиссий, возмещаются за счет средств соответственно государственного или местного бюджета. Установленный законодательством порядок финансирования деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации делает их самостоятельными в организации и проведении выборов.
Формирование избирательных комиссий осуществляется в установленном законом порядке, в установленные сроки, уполномоченными субъектами. Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, политических партий, избирательных блоков, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, службы, учебы.
Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации определен Федеральным законом. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок полномочий Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации составляет четыре года. Состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе ФС РФ. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе ФС РФ может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов ЦИКа РФ назначаются Президентом России.
Порядок формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти определяется Федеральным законом, а также федеральными законами о выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации. Названными законами устанавливается примерная численность комиссий, основные правила избрания председателя комиссии, его заместителя и секретаря комиссии.
В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона об основных гарантиях, предусмотрено, что как законодательный, так и исполнительный органы государственной власти обязаны назначить не менее одной второй назначаемого ими количества членов комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, а также на основе предложений аналогичных субъектов, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) обязаны назначить не менее одного члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии РФ. Установленные Федеральным законом нормы в полном объеме применяются и при формировании окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные и региональные органы государственной власти, в органы местного самоуправления, а также территориальных и участковых избирательных комиссий.
Конкретные полномочия избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных, региональных или муниципальных выборов на всех стадиях избирательного процесса и порядок их деятельности закреплены в соответствующих федеральных и региональных законах о выборах депутатов и должностных лиц.
Свою деятельность комиссии осуществляют коллегиально. Они правомочны приступить к работе, если сформированы не менее чем на две трети от установленного состава. Заседания комиссии протоколируются, а решения принимаются большинством голосов (некоторые – квалифицированным большинством) членов комиссии с правом решающего голоса и подписываются председателем и секретарем.
Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом. Более того, решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для соответствующего уровня органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, должностных лиц, избирателей и иных участников избирательного процесса.
Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают (обычно – 4 года). Полномочия участковых избирательных комиссий, создаваемых на период избирательной кампании, по общему правилу прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.