Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Идеология русского консерватизма была в своей основе заложена Карамзиным, доказывавшим незыблемость и благотворность самодержавия. Свое дальнейшее развитие эта идея получила в теории официальной народности, созданной министром народного просвещения графом С.Уваровым в начале 30-х гг.

Сущность теории заключалась в формуле: православие, самодержавие, народность. Православие это истинная религия русского народа, основа его духовного самосознания. Самодержавие главное условие политического существования России, краеугольный камень ее величия. Россия живет и охраняется духом самодержавия. Народность единение православного народа со своим царем.

В неразрывном единстве этих трех начал состоит залог благополучия и процветания русского государства и народа. Отсюда делался вывод о недопустимости в России коренных социальных и политических преобразований. Таким образом, "уваровская триада" открывала перед правительством широкие перспективы борьбы с инакомыслием, поскольку противников самодержавия теперь можно было обвинить в отсутствии патриотизма, в пренебрежении народными идеалами. Вместе с тем, появление теории официальной народности свидетельствовало о стремлении самодержавия отойти от односторонней ориентации на европейский опыт и опереться на отечественные исторические традиции.

Теория официальной народности была положена в основу деятельности учебных заведений, пропагандировалась через прессу, театр, литературу. Среди ее сторонников были талантливый историк М.Погодин, публицист Н.Греч, писатель М.Загоскин.