Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. ПОЛИТИЧЕКАЯ ПРОГРАММА НИКОЛАЯ I И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

В своей внутренней политике Николай I (1825 - 1855), руководствовался идеями Карамзина, изложенными еще Александру I: самодержавие - важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха - служение интересам страны на ее благо и процветание. Следовательно, сохранение самодержавия, его укрепление - главная задача, стоящая перед монархом-патриотом, основное направление его внутренней политики.

После выступления декабристов Николай I утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалования. При нем формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией. К 1851 г. число чиновничества выросло с 16 до 74 тыс.

С целью укрепления мощи самодержавия Николай I проводит меры по усилению полицейско-бюрократического аппарата, милитаризации и централизации государственного строя и управления. В частности, это выразилось в следующем:

  1. министры назначались преимущественно из генералов. Они составляли 2/3 Комитета министров;
  2. вместо обычных губернаторов утверждается практика назначения военных губернаторов, которым, кроме местной администрации и полиции, подчинялись воинские части и военные учреждения на территории губернии. Хотя основным административным учреждением губернии считалось губернское правление, но практически основная роль в управлении принадлежала губернатору, а губернское правление играло роль исполнительной канцелярии при губернаторе;
  3. с целью усиления полицейского надзора было осуществлено разделение уездов на более мелкие территориальные единицы - станы. В каждый стан губернатор назначал становых приставов из дворян;
  4. важнейшим государственным учреждением становится Собственная Его Императорского Величества канцелярия, связывавшая царя со всеми правительственными учреждениями. Канцелярия разделялась на несколько отделений, особое место среди которых занимало III отделение. Это ведомство имело широкую компетенцию: ведало организацией политического сыска и следствия, занималось должностными преступлениями, вело наблюдение за иностранцами, осуществляло театральную цензуру и т.д. III отделение имело широкую сеть тайных агентов, в т.ч. за рубежом для слежки за политической эмиграцией . III отделению был придан корпус жандармов. Страна была разделена на 8 жандармских округов во главе с окружными жандармскими генералами. По всем губерниям были расквартированы 123 жандармских команды.

Вся эта полицейско-бюрократическая машина была нацелена на недопущение и подавление любых проявлений " крамольных" взглядов и настроений.

Особое внимание уделялось цензуре, которая рассматривалась как важнейший барьер на пути проникновения в Россию и распространения в ней революционых идей. В 20-е гг. вводятся новые цензурные уставы, была создана двойная цензура, дополненная в 1848 г. секретным комитетом, члены которого прочитывали все произведения литературы и докладывали свое мнение царю, который принимал решение. Цензуре были приданы полицейские функции - о всех запрещенных сочинениях сообщалось полицейскому начальству, чтобы ставить автора под надзор полиции. Не случайно эти годы называют "эпохой цензурного террора ".

Ярко выраженный сословно-охранительный характер носила политика в сфере образования. Правительство стремилось:

  • установить жесткий контроль за этой сферой;
  • сохранить образование как привилегию господствующего сословия. В 1827 г. было запрещено обучение крепостных в средних и высших учебных заведениях. По школьному уставу 1828 г. право обучения в гимназиях было предоставлено исключительно детям дворян. Образование низших сословий ограничивалось приходскими школами .

По новому университетскому уставу эти учебные заведения были лишены автономии. Была повышена плата за обучение.

Однако в полной мере обеспечить сословный характер высшего образования царизму не удалось, т.к. практические потребности государства требовали его расширения. Открывались новые вузы, новые факультеты в университетах (технические, медицинские, юридические). В этих вузах и на факультетах вместе с дворянами обучались разночинцы . Таким образом, образование, вопреки намерениям царизма, окончательно перестало быть монопольной сферой дворянства.

Последние годы правления Николая I отмечены особым усилением репрессивной политики. Напуганный событиями 1848 г. в Европе, Николай идет на крайние меры, стремясь не допустить проникновения революционной "заразы" в Россию:

  • запрещается выезд русским за границу и одновременно иностранцам - въезд в Россию;
  • все находившиеся за границей россияне обязываются возвратиться на родину под угрозой конфискации имущества;
  • чиновному начальству предоставляется право увольнять подчиненных, признанных "неблагонадежными", без объяснения причин и без права обжалования этого решения.

Таким образом, реализация политической программы Николая I привела к превращению России в образцовое полицейское государство.