В своей внутренней политике Николай I (1825 - 1855), руководствовался идеями Карамзина, изложенными еще Александру I: самодержавие - важнейший элемент стабильного функционирования государства; главная цель монарха - служение интересам страны на ее благо и процветание. Следовательно, сохранение самодержавия, его укрепление - главная задача, стоящая перед монархом-патриотом, основное направление его внутренней политики.
После выступления декабристов Николай I утратил доверие к высшим слоям дворянства. Главную опору самодержавия теперь он видел в чиновничьей бюрократии. Николай стремился опереться на ту часть дворянства, доходы которой были недостаточны для того, чтобы можно было обойтись без государственной службы и жалования. При нем формируется класс потомственных чиновников, для которых государственная служба становится профессией. К 1851 г. число чиновничества выросло с 16 до 74 тыс.
С целью укрепления мощи самодержавия Николай I проводит меры по усилению полицейско-бюрократического аппарата, милитаризации и централизации государственного строя и управления. В частности, это выразилось в следующем:
Вся эта полицейско-бюрократическая машина была нацелена на недопущение и подавление любых проявлений " крамольных" взглядов и настроений.
Особое внимание уделялось цензуре, которая рассматривалась как важнейший барьер на пути проникновения в Россию и распространения в ней революционых идей. В 20-е гг. вводятся новые цензурные уставы, была создана двойная цензура, дополненная в 1848 г. секретным комитетом, члены которого прочитывали все произведения литературы и докладывали свое мнение царю, который принимал решение. Цензуре были приданы полицейские функции - о всех запрещенных сочинениях сообщалось полицейскому начальству, чтобы ставить автора под надзор полиции. Не случайно эти годы называют "эпохой цензурного террора ".
Ярко выраженный сословно-охранительный характер носила политика в сфере образования. Правительство стремилось:
По новому университетскому уставу эти учебные заведения были лишены автономии. Была повышена плата за обучение.
Однако в полной мере обеспечить сословный характер высшего образования царизму не удалось, т.к. практические потребности государства требовали его расширения. Открывались новые вузы, новые факультеты в университетах (технические, медицинские, юридические). В этих вузах и на факультетах вместе с дворянами обучались разночинцы . Таким образом, образование, вопреки намерениям царизма, окончательно перестало быть монопольной сферой дворянства.
Последние годы правления Николая I отмечены особым усилением репрессивной политики. Напуганный событиями 1848 г. в Европе, Николай идет на крайние меры, стремясь не допустить проникновения революционной "заразы" в Россию:
Таким образом, реализация политической программы Николая I привела к превращению России в образцовое полицейское государство.