Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


3. РЕФОРМАТОРСКАЯ ПРОГРАММА М.М.СПЕРАНСКОГО И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

Следуюий период реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Сперанского, статс-секретаря императора. По поручению императора он составил в 1809 г. проект реформ, названный им "Введение к Уложению государственных законов".

Приоритет в преобразованиях Сперанский отдавал политической сфере - реформам государственного устройства.

Уничтожение крепостного права Сперанский считал необходимым условием обновления России, но относил решение этой проблемы на будущее.

В основе проекта Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе - Государственной Думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам.

Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.

Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы : волостные, уездные, губернские, Государственная. Избирательные права предосталялись дворянству и "людям среднего состояния" (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.

Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она также контролировала деятельность исполнительных органов власти, министры были подотчетны Думе. Император мог принимать закодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами, когда речь шла о спасении Отечества, войне, мире.

Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждении правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед возможной реакцией дворянства. Единственным результатом было утверждение Государственного Совета в 1810 г., состоявшего из сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов; в таком качестве Государственныяй Совет просуществовал до 1906 г.

Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя, усилили бюрократизацию государственного аппарата.