Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Петровская эпоха знаменовалась крупными сдвигами и с социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится более четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянства, прежде всего - Указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах" изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшим сыновьям, что вело к прекращению дробления земельной собственности. Остальные сыновья должны были добиваться поместий службой. Указ ликвидировал разницу между поместным и вотчинным землевладением и способствовал слиянию феодалов в единое сословие, обладавшее определенными привилегиями. Дворяне обладали монопольным правом владения землей, населенной крепостными крестьянами; дворянство было освобождено от любых податей; оно обладала преимущественным правом на занятие офицерских и чиновничьих должностей, хотя это право одновременно являлось и обязанностью, преимущественным правом на образование.

Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил на государственной службе. Отказ от службы вел к конфискации владения. "Табель о рангах" ввела новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения любого ранга нужно было пройти предыдущие. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. Все эти меры объективно служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его государством в форме обязательной пожизненной службы.

Другим привилегированным сословием было духовенство. Священнослужители были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, подлежали сословному церковному суду, за исключением политических дел. Церковь владела 1/5 крестьянства. Власть поддерживала церковь, как проводника идеи повиновения властям, но в то же время полностью лишила ее независимости.

Жители городов были разделены на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. "Регулярные" делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры; вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население именовалось "нерегулярным" или "подлыми людьми". горожане являлись податным сословием.

Огромное значение для унификации и правового оформления сословий имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов- подушному обложению, взамен старого - подворного, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения. Число плательщиков налогов значительно расширилось. Произошла унификация низших сословий: ряд промежуточных категорий населения /однодворцы, гулящие люди, холопы/ были записаны в "тягло" и уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых теперь ничем не отличалось от холопского.

Около 20% крестьян составляли государственные крестьяне, правовое положение которых было лучше. Они платили подать и подчинялись государственной администрации, но обладали правом собственности на имущество, могли заключать самостоятельные гражданско-правовые сделки. Администрация не вмешивалась в их личные дела. .

В ходе реформ часть государственных крестьян составила категорию "посессионных". Так как крепостничество не создавало рынка свободной рабочей силы, то правительство прикрепило к заводам близлежащие деревни. Несколько месяцев в году крестьяне отбывали "сессию", т.е. отрабатывали на заводах. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешивший покупать крепостных к заводам. Широкое применение на предприятиях подневольного труда означало их превращение из предприятий , на которых мог зародиться капиталистический уклад , в предприятия крепостнической экономики.

Меры Петра I в области социальной политики привели к утверждению сословного строя в России в то время, когда в Западной Европе шел процесс его разложения и формирования классовой, а не сословной, структуры общества.