Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


5. РЕФОРМИРОВАНИЕ АППАРАТА ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

Для победы в войне со Швецией необходимо было реформировать не только армию, но и устаревшую, неповоротливую государственную машину. Реформирование государства стало важнейшим направлением преобразований Петра. Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, что если изменить рациональным образом деятельность государственного аппарата, то изменится и жизнь всего общества.

В феврале 1711 г. Петр учредил Правительствующий Сенат, состоявший из 9 членов. Сенат был высшим правительственным учреждением, он контролировал деятельность всех центральных органов управления и был высшим судебным органом. Сенаторы назначались царем.

В 1708-1710 гг. было создано новое административное деление. Страна была поделена на 8 губерний. Во главе стояли губернаторы, обладавшие полнотой исполнительной и судебной власти на местах. Одной из мер укрепления государственной власти на местах была система расквартирования войск. Губерния была поделена на провинции, а последние - на дистрикты/уезды/. Расквартированный в уезде полк выполнял полицейские функции. В 1718 г. началось создание полиции в городах.

Русский двуглавый орёл. Первая четверть XVIII в.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функций. Было учреждено всего 11 коллегий. В 1720 г. царь утвердил Генеральный регламент, определивший структуру коллегий, порядок их деятельности. Вопросы в коллегиях должны были решаться коллегиально. Первым свое мнение должен был высказывать младший по должности чиновник. решения должны были приниматься голосованием. Каждая коллегия имела свои местные органы в регионах.

В результате реформ центрального и местного аппарата управления образовалась огромная армия чиновников, выросла коррупция . С 1714 г. создается особый институт фискалов, которые должны были бороться с злоупотреблениями чиновников, выявлять взяточников и казнокрадов. Фискалы подчинялись находившемуся при Сенате генерал-обер-фискалу. Для контроля за самим Сенатом в 1715 г. был назначен специальный генерал-ревизор. В 1722 г. Петр I издал указ должности генерал-прокурора. Ему были подчинены обер-прокуроры в Сенате и Синоде, прокуроры в коллегиях и в губерниях. Они должны были осуществлять гласный надзор за законностью и исполнением указов и повелений императора и Сената. Прокуратуре был подчинен институт фискалов и негласная сеть агентов.

В результате реформ государственного аппарата власти на местах в России было создано бюрократическое государство, пронизанное слежкой. Вместе с тем функционирование государственных учреждений значительно улучшилось. Каждое из них имело четкое направление деятельности, занимало строго определенное место в иерархии государственных органов, основанной на безусловной подчиненности нижестоящих вышестоящим. Эффективность государственного управления значительно повысилась.

Особое управление было создано для городов. 30 января 1699 г. Петр I издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали магистраты в городах и ратуши в уездах. Они ведали сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата /Ратуша/ в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены подчинялись непосредственно государю.

Таким образом, города переходили из воеводского и приказного управления в прямое царское подчинение, что позволило Петру избавить города от поборов наместников, увеличить поступления в бюджет.

В ряду государственных реформ стоит и церковная реформа. Она затрагивала очень чувствительные стороны русской жизни и поэтому проводилась постепенно. В 1700 г., после смерти патриарха, Петр запретил выбирать нового, назначив т.н. местоблюстителя патриаршего престола. Для руководства церковью была создана особая Духовная коллегия. В 1721 г. она была переименована в Святейший Синод, во главе которого был поставлен обер-прокурор, сугубо чиновное лицо. Таким образом, патриаршество было фактически ликвидировано , церковь превратилось в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать государственные интересы.