Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XV-нач. XVI в.

Политический строй русского государства рубежа XV-XVI вв. развивался в сторону усиления централизации и дальнейшего возвышения власти московского государя. Последнее было неизбежным следствием завершения процесса собирания Москвой великорусских земель в единое государство и превращение великого князя московского в политического вождя всей русской нации. Осознание этого положения выразилось в принятии Иваном III титула "Государя всея Руси".

Им последовательно проводится мысль о божественном происхождении своей власти /титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь..."/. Утверждению этой мысли служил установленный Иваном III порядок занятия престола - через торжественный церковный обряд "венчания" великокняжеским венцом. Важную роль в возвышении монархической власти сыграл брак Ивана III с последней византийской царевной Софьей Палеолог /1472 г./ Тем самым русский государь как бы выступил политическим преемником византийских императоров. В употребление стали вводиться титулы "царь" и "самодержец". Последний первоначально означал самостоятельного государя, не подчиненного ничьей внешней власти. Однако уже Иван III начинает толковать титул "Самодержца" как имеющий значение неограниченной власти монарха.

Фактором, ослаблявшим великокняжескую власть, являлась незавершенность процесса централизации страны, прежде всего отсутствие разветвленного государственного аппарата управления. Существовало всего 2 общегосударственных ведомства:

"Дворец" - ведал землями великого князя и решал земельные споры;

"Казна" - государственная канцелярия, руководившая финансами и внешней политикой.

Управление отдельными территориями осуществлялось Москвой через наместников, которыми назначались московские бояре. Их именовали "кормленщиками", поскольку они полностью содержались местным населением -"кормились" за его счет. "Кормление" давалось на срок от одного до трех лет.

С конца XV в. постоянный характер приобретает Боярская дума. Однако ее состав был невелик - ок. 20 человек, и возможности ограничены - она была лишь совещательным органом, с которым царь только обсуждал и координировал свои предложения. Такое положение не удовлетворяло боярство, которое стремилось противодействовать самовластным устремлениям московских государей. Боярство не было противником единства страны, но его политическим идеалом была ограниченная монархия, при которой власть царя сочеталась бы с властью боярского совета, выполняющего правительственные функции .

Среди боярской знати были и сторонники сословно-представительной монархии. Их идеолог князь Курбский допускал участие народа в управлении страной через всесословный Земский собор .

С конца XV в. начинает складываться единая исполнительная власть в лице новых органов управления - "приказов". Приказы выросли из временных поручений, даваемых боярам. Для выполнения поручений /приказов/ боярин подбирал грамотных чиновников - "дьяков", создавал особое присутственное место - "избу".

Дьяки, как реальные исполнители предначертаний великокняжеской власти, стали играть все более значительную роль в государственном управлении. Специализируясь на выполнении определенных поручений /финансовых, дипломатических, военных/ дьяки подготовили создание органов управления с функциональным , а не территориальным распределением дел.