При Ярославе Мудром начинается создание "Русской Правды" - первого писаного свода русских законов. "Правда" отражает четкое разделение общества на различные социальные группы. Она называет всех основных представителей тогдашнего общества /князя, его слуг, дружинников, свободных и зависимых людей/ и как бы дает социальный срез Киевской Руси начала XI в., который подтверждает существование в то время в древнерусском государстве феодальных отношений.
Поскольку "Правда" писалась на основе существовавших тогда обычаев и узаконивала их, то в ней еще присутствовало право кровной мести. Вместе с тем "Правда" ограничила право мести только ближайшими родственниками.
Дальнейшим развитием феодального законодательства явилась "Правда Ярославичей". Она была дополнена в 70-х гг. 11 в. сыновьями Ярослава. "Правда Ярославичей" являлась более развитым законодательным сводом. Если "Правда" Ярослава" была законодательной записью существовавших обычаев, то "Правда Ярославичей" отражала специальное юридическое законотворчество с использованием византийского законодательства. Она показывает вполне сложившееся феодальное общество: закон запрещает кровную месть, охраняет частную собственность, в т. ч. - на землю. Основное внимание уделялось защите интересов феодалов. Например, денежные штрафы за убийство ставились в зависимость от социального положения потерпевшего: за убийство боярина полагалось 80 гривена смерда - 5 гривен. "Русская Правда" регулировала не только уголовные, но и гражданские дела: как заключать договоры при купле-продаже, при займе, при найме на работу, как оформить наследование и т. п.
Заключительной частью "Русской Правды" является "Устав Владимира Мономаха" 1113 г. "Устав" облегчил положение городских низов, задолжавших ростовщикам , и земледельцев-закупов, попавших в кабалу к боярам. "Устав" сильно ограничил проценты по долгам, а срок их взимания ограничил тремя годами. Такое ограничение избавляло бедноту от угрозы вечной кабалы.
Появление писаных законов упорядочивало отношения между людьми, делало их предметом юридических отношений.