Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Восстановление и развитие правовой системы КНР (конец 70-х-90-е гг.)

Восстановление правовой системы КНР после "культурной революции" связано прежде всего с введением в действие Конституции КНР 1978 г., ставшей первоначальной правовой базой этого процесса. В том же году на Всекитайском совещании по вопросам законодатель­ного строительства была обнародована правовая програм­ма, в которой в качестве приоритетных направлений было определено принятие нормативных актов в хозяйственной и природоохранной сферах, в охране общественного поряд­ка и организации государственных органов.
Первые после пятнадцатилетнего перерыва норматив­ные акты были опубликованы в начале 1979 г. Ими были Положение об арестах и задержаниях и введенный в экспе­риментальном порядке Закон КНР о лесном хозяйстве (Лес­ной кодекс КНР). Положение вводило отброшенные "куль­турной революцией" правовые нормы об органах, имеющих право производить аресты и задержания, о различных га­рантиях прав в связи с действиями этих органов. Не слу­чайным было и появление в числе первых актов Закона о лесном хозяйстве. Бессистемная вырубка лесов в ряде рай­онов страны отрицательно повлияла на климатические ус­ловия и сельскохозяйственное производство.
На состоявшейся в 1979 г. сессии ВСНП были приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, законы об организации местных органов власти и управления, народ­ных судов и народных прокуратур, а также Закон о совме­стных предприятиях с китайским и иностранным капита­лом. Этот закон положил начало целой серии законодатель­ных и иных нормативных актов, направленных на создание в стране благоприятного иностранным вкладчикам инвести­ционного климата.
В дальнейшем хозяйственное законодательство, закре­пляющее курс III пленума ЦК КПК 1978 г. на модерниза­цию страны, стало самым многочисленным (70% действую­щих актов). Вместе с ним получили первоочередное разви­тие акты, направленные на создание эффективных мер борь­бы с преступностью.
Последовавший за принятием Конституции КНР 1982 г. период характеризовался довольно бурным, но в то же вре­мя и достаточно осмотрительным правовым строительст­вом - многие нормативные акты принимаются в качестве временных положений, широко практикуется издание ак­тов, проходящих экспериментальную проверку на практи­ке. В 1986 г. были введены в действие Общие положения гражданского права, в которых собраны преимущественно те институты и нормы гражданского права, которые не бу­дут требовать значительной корректировки по мере про­должения экономических преобразований. Иначе говоря, со­держание Общих положений оказалось близко к функциям традиционно понимаемой Общей части Гражданского ко­декса. По отдельным гражданско-правовым институтам ки­тайский законодатель предпочитает принимать отдельные законы, в которых возникает потребность и для которых созрели условия. Были изданы также законы о хозяйствен­ном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патен­тах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), об авторском праве (1990 г.), о компа­ниях (1993 г.), о векселях (1995 г.) и пр., а также многочис­ленные подзаконные акты, именуемые положениями о по­рядке применения того или иного закона.
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) КНР был сначала принят ПК ВСНП для применения в опытном по­рядке (1982 г.). В качестве экспериментального закона он действовал 9 лет. По мере развития регулируемой рыноч­ной экономики потребовалось внести изменения в положе­ния, регулирующие процессуальную сторону рассмотрения гражданских дел в судах. ГПК в новой редакции и в посто­янном варианте был принят сессией ВСНП 9 апреля 1991 г. Кодексом, в частности, была уточнена процедура рассмот­рения гражданских дел, касающихся иностранных граж­дан, апатридов, иностранных предприятий и организаций.
Административно-процессуальный кодекс КНР также был принят в 1989 г. в отсутствие административного ко­декса. До введения в действие Кодекса был принят ряд за­конов и постановлений, установивших основания для адми­нистративного производства по обращениям граждан и ор­ганизаций. Новейшим актом, играющим в настоящее время роль важной составной части административного права КНР, является Закон 1996 г. о наказаниях за административные правонарушения.
Трудовой кодекс КНР был принят только в 1994 г. (вве­ден в действие с 1 января 1995 г.). Он кодифицировал ранее принятые акты в области трудового права и вместе с тем ввел новые правовые нормы, порожденные нынешним со­циально-экономическим развитием Китая. Состоящий из 13 глав Трудовой кодекс урегулировал вопросы заключения трудовых и коллективных договоров, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы, безопасности и гигиены труда, профессионального обучения и подготовки, социаль­ного страхования и обеспечения, порядка разрешения тру­довых споров и другие. Еще раньше, в 1992 г., был принят новый Закон КНР о профсоюзах.
Начиная с 1979 г. в КНР введено в действие значитель­ное количество нормативных актов в области охраны окру­жающей среды. Так, в 1979 г. были приняты эксперимен­тальные Лесной кодекс КНР и Закон КНР об охране окру­жающей среды, который явился основой для формирова­ния всей системы природоохранного законодательства стра­ны. В 1989 г. он был заменен более совершенным постоян­ным актом с аналогичным названием.
Экспериментальный Лесной кодекс 1979 г. был пересмот­рен и утвержден в качестве постоянного закона в 1984 г. Он является одним из самых разработанных природоохранных законов КНР, регулирующих охрану и рациональное ис­пользование лесных ресурсов и лесоразведение. В приложении к закону воспроизводятся статьи Уголовного кодек­са, регламентирующие наказания за ущерб, причиненный лесам.
Были приняты также: Закон об охране окружающей среды морей и океанов (1982 г.), Закон о предотвращении загрязнения водной среды (1985 г.), Закон о предотвращении загрязнения атмосферы (1987 г.), Водный кодекс (1988 г.), Закон об охране диких животных (1988 г.) и др. Неуклонное наращивание в КНР нормативных актов, связанных с охра­ной окружающей среды, продолжалось и в последующие годы (в частности, был принят Закон о предотвращении шу­мового воздействия на окружающую среду 1996 г.).
Обновление законодательства коснулось и правоохрани­тельной сферы. Госсоветом КНР было принято Положение о местах предварительного заключения (1990 г.), с введением которого прекратил свое действие соответствующий раздел Положения о трудовом перевоспитании 1954 г. В конце 1994 г. за этим Положением последовал Закон КНР о тюрьмах. Об­щее направление этих актов можно определить как гумани­зацию содержания заключенных под стражей, а примени­тельно ко второму акту - и общую гуманизацию системы исполнения наказаний (возможность смягчения наказания или досрочного условного освобождения по ходатайству тюрем­ной администрации, исполнение наказания вне мест заклю­чения и т. п.). Вместе с тем режим содержания заключенных продолжает оставаться достаточно строгим.
Новое законодательство не предусматривает исправительно-трудовых лагерей (отрядов) в качестве мест заклю­чения, ограничив последние тюрьмами и воспитательными учреждениями для несовершеннолетних преступников. Тюрьмы возвращены в ведение Министерства юстиции. За­коном не предусмотрено и норм, легализующих "трудоуст­ройство" заключенных после отбытия ими наказания, как это было предусмотрено в Положении 1954 г.
К местам заключения законом не отнесены уже упоми­навшиеся выше воспитательно-трудовые учреждения, яв­ляющиеся формой изоляции от общества правонарушите­лей, не подлежащих уголовной ответственности. Изоляция производится ныне в административном порядке и не явля­ется бессрочной (до "перевоспитания"), но может длиться максимум четыре года.
Одной из тенденций современного правового развития КНР является постепенная замена ранее принятых законов новыми редакциями, которые существенным образом меня­ют их содержание. Так, в 1996 г. был принят в новой редак­ции Уголовно-процессуальный кодекс КНР. Принятие Ко­декса после многих лет произвола и беззаконий стало важ­ным событием в жизни китайского общества. Новый Кодекс должен был учесть и рост правовой грамотности населения, и существенное расширение числа дипломированных юри­стов, он существенно усилил гарантии прав личности в суде. С вступлением УПК в силу прекратили действие Положе­ние КНР об арестах и задержаниях, Постановление ПК ВСНП о порядке срочного вынесения судебных решений в отношении преступников, серьезно нарушающих общест­венный порядок, Постановление ПК ВСНП по вопросу о сроках разрешения уголовных дел.
Аналогичной была и судьба Уголовного кодекса КНР, впервые принятого одновременно с УПК в 1979 г. Действую­щая его редакция принята ВСНП в 1997 г. В 1989 г. Постанов­лением ПК ВСНП о дополнительных мерах наказания за кор­рупцию была впервые введена уголовная ответственность для юридических лиц. В 1995 г. такая же ответственность была введена Постановлением ПК ВСНП о санкциях за наруше­ние Закона о компаниях. Эти постановления, как и многие другие, были инкорпорированы в новую редакцию Кодекса. В этой связи в Кодексе резко возросло как общее количество статей (с 192 до 452), так и статей Особенной части (с 101 до 351). Из Кодекса исключено понятие контрреволюционного преступления, первая глава Особенной части УК озаглавле­на "Преступления против государственной безопасности". Значительно увеличилось число статей в главе об экономи­ческих преступлениях, которая называлась "Преступления против социалистического экономического порядка" и содер­жала всего 15 статей. Теперь глава называется "Преступле­ния против порядка социалистической рыночной экономики" и содержит свыше 90 статей.
В отдельную (заключительную) главу Кодекса выделе­ны воинские преступления, отдельные главы составляют такие преступления, как коррупция и взяточничество, пре­ступления против интересов национальной безопасности. В целом Уголовный кодекс в редакции 1997 г. может быть охарактеризован как шаг вперед в уголовном праве КНР. Он сочетает задачи поддержания строгого порядка в государ­стве и обществе с гуманизацией права и правосудия. При­нятие новых редакций УПК и УК КНР свидетельствует о том, что в стране продолжает наращиваться достаточно об­ширный пласт модернизированного законодательства по раз­личным отраслям права. Однако обеспечение действия пра­ва в социально-экономической и политической жизни Ки­тая - непростая задача. Она тесно связана со всем ходом развития страны, преодолением экономической и культур­ной отсталости, распространением образования, преодоле­нием пережитков феодального прошлого.