Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Послеконституционное правотворчество 50-х гг.

Пра­вовой нигилизм в период "большого скачка" и "культур­ной революции". Принятие Конституции КНР 1954 г. и конституционных органических законов вызвало к жизни большой поток нормативных актов, приводивших правовую систему страны в соответствие с конституционными поло­жениями, что в большинстве случаев осуществлялось на уровне административных актов Государственного совета. Например, актом 1955 г. была осуществлена реорганизация не предусмотренных Конституцией местных объединенных демократических правительств различных национальностей, в 1957 г. упразднены специальные суды на железнодорож­ном и водном транспорте, в. феврале 1956 г. был принят целый ряд нормативных актов, связанных с преобразова­нием частных торговых и промышленных предприятий и предприятий кустарной промышленности.
В середине 50-х гг. была несколько смягчена каратель­ная политика в отношении противников режима. "Поста­новление о великодушном разрешении дел и о трудоуст­ройстве остатков контрреволюционных элементов в горо­дах", принятое в 1956 г. ПК ВСНП, установило, например, что надзор за контрреволюционными элементами мог осу­ществляться лишь на основании решения суда. В 1957 г. постановлением сессии ВСНП был закреплен принцип, со­гласно которому все приговоры к смертной казни подлежа­ли утверждению Верховного народного суда.
В эти годы был принят также и ряд важных актов по трудовому праву. Среди них, прежде всего, отметим Поста­новление Госсовета КНР о реорганизации заработной пла­ты (1956 г.), согласно которому в основу организации опла­ты труда рабочих была положена тарифная система, позво­ляющая производить оплату труда рабочих в зависимости от их квалификации, условий и общественной значимости труда. Госсоветом были приняты также акты, регулирую­щие отпуска, пенсионное обеспечение, порядок увольнения рабочих и служащих и другие вопросы трудового права. В целом объем правотворческой деятельности высших госу­дарственных органов был довольно значителен. При этом, однако, не было принято ни одного кодекса. Следовательно, не было и сколько-нибудь целостной системы права и сам процесс создания правовых основ государства был далек от завершения.
Нигилистические тенденции по отношению к праву и законности, в том числе и к правовым основам государства, впервые открыто проявились во время кампании борьбы про­тив "правых буржуазных элементов" в 1957 г. Этой кампа­нии предшествовала "необыкновенная весна" 1957 г., когда были выдвинуты призывы к "безбоязненному" развертыва­нию критики ошибок и недостатков в работе партийно-госу­дарственного аппарата. На работников суда и прокуратуры кары сыпались за отстаивание конституционных положений о независимости судей, об осуществлении правосудия только судами, о независимости осуществления прокурорских функций и т. д. Требования усиления законности в деятель­ности государственных учреждений стали рассматриваться как проявления "буржуазного правового мировоззрения", попытки "связать диктатуру по рукам и ногам". Даже предложения о принятии гражданского и уголовного кодексов стали характеризоваться как "подрыв демократической дик­татуры народа". Вместо законов судебным работникам пред­лагалось использовать в качестве критериев разрешения дел различные установки из выступлений Мао Цзэдуна.
Проект уголовного кодекса КНР, рекомендованный в 1957 г. сессией ВСНП, для опытного применения никогда не публиковался и был, по-сути дела, закрытой инструкцией для судебных работников, которой определялся и порядок рассмотрения дел в суде. Существовало и много других нор­мативных предписаний, распространявшихся в закрытом порядке по различным учреждениям. Постепенно такой по­рядок стал нормой государственной жизни. Число публи­куемых актов сначала сократилось, затем нормативные акты перестали публиковаться совсем.
Проявления правового нигилизма усилились в период "большого скачка". Право стало рассматриваться исключи­тельно как орудие подавления, необходимое лишь "для борь­бы с врагами народа".
Сама "культурная революция" вылилась в вакхана­лию произвола и беззакония, санкционированную властя­ми. Согласно принятому ЦК КПК решению от 8 августа "ре­волюционные учащиеся" (т. е. хунвэйбины) заранее освобо­ждались от ответственности за совершение "в ходе движе­ния" преступления. Это открыло путь стихии грубого наси­лия. Отряды хунвэйбинов арестовывали граждан, водворя­ли их в официальные и самодеятельные тюрьмы, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В годы "культур­ной революции" закрепилась практика расправ на "судах масс" с участием десятков тысяч зрителей, мобилизован­ных для заслушивания и "одобрения" заранее вынесенных приговоров. Для подобных судилищ было характерно вы­ставление подставных свидетелей, составление обвинитель­ных заключений на основе ложных доносов или показаний обвиняемых, полученных под пыткой, унижение человече­ского достоинства подсудимых перед вынесением и испол­нением приговора, глумление над трупами казненных.
В социально-экономической сфере в период "культур­ной революции" проводилась политика превращения стра­ны в большую военизированную коммуну, осуществления системы уравнительного снабжения едой и предметами пер­вой необходимости.
Впоследствии "культурная революция" была официально охарактеризована как "действительно потрясающее, чудо­вищное бедствие для нашего многонационального народа".