Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Начальный этап формирования права Китайской Народной Республики

Еще до образования КНР в феврале 1949 г. директивой ЦК КПК было отменено действие гоминьдановского законодательства на территории освобож­денных районов. Взамен старого законодательства судам и правительственным органам было предложено руководство­ваться установлениями, выраженными в "программах, по­ложениях, приказах, постановлениях и других документах, опубликованных народными правительствами и Народно-освободительной армией, а при отсутствии их - политикой новой демократии". Действительно, освобожденные районы обладали определенной правовой базой, первоначально за­ложенной еще на советском этапе революции в Китае. Од­нако они не могли создать достаточно систематизированно­го законодательства в силу чрезвычайных условий своего существования. Их законодательные акты были скорее про­граммными документами. Так, вместе с провозглашением Китайской советской республики съездом советов были при­няты законы о земле и труде. По первому закону земли милитаристов, помещиков и зажиточных крестьян ("кула­ков"), а также храмовые земли подлежали конфискации и распределению между бедняками и середняками. Батраки и красноармейцы обеспечивались землей наравне со всеми. "Кулакам" вместо конфискованной предоставлялась земля худшего качества. У всех указанных категорий землевла­дельцев, кроме "кулаков", конфисковывалось все имущест­во, у "кулаков" - только "лишний" скот и сельскохозяйственные орудия. Законом подтверждалось право крестьян на куплю-продажу и сдачу в аренду земли.
Закон о труде устанавливал на предприятиях 8-часо­вой рабочий день для взрослых и 4-6-часовой - для под­ростков, еженедельный оплачиваемый день отдыха, еже­годные отпуска для всех лиц наемного труда, равную плату за равный труд, систему коллективных договоров и соци­ального страхования, а также свободу деятельности проф­союзов.
Первым нормативным актом, принятым ЦИК КСР, яви­лось Положение о браке от 28 ноября 1931 г., вскоре заменен­ное более совершенным Законом о браке (8 апреля 1932 г.). Оба законодательных акта провозглашали свободу брака и развода, объявляли об упразднении заключения брака по воле родителей, запрещали куплю-продажу невест, поли­гамию и полиандрию и пр.
Были приняты также акты, устанавливающие новые основы судопроизводства. Уголовное законодательство было представлено довольно жесткими Директивой ЦИК КСР о временном порядке решения дел о контрреволюционных преступлениях (от 13 декабря 1931 г.) и Положением КСР о наказании за контрреволюционные преступления (от 8 ап­реля 1934 г.). Эти акты, устанавливая общие принципы уго­ловной ответственности за эти преступления, предоставля­ли судам широкие полномочия детализировать их в каж­дом конкретном случае.
В области гражданского права в КСР были приняты Временные правила о вложении капиталов в торговые и промышленные предприятия (1 января 1932 г.) и Времен­ные правила о ссудах (1 февраля 1932 г.). Первый акт пре­доставлял свободу деятельности предпринимателям, соблю­дающим законы и постановления КСР. Второй акт объяв­лял недействительными всякие займы, носившие ростовщический характер, устанавливая наивысший размер про­цента по краткосрочным и долгосрочным займам.
Предусматривалось также и проведение социальных преобразований, направленных на разрушение феодальной системы землевладения, на ликвидацию жестоких форм эксплуатации крестьян.
В силу разобщенности освобожденных районов, объе­диненных только политическим и военным руководством КПК, законодательство этого времени носило сугубо парти­кулярный, разрозненный характер, кроме, пожалуй, Мань­чжурии, на большей части территории которой власть КПК установилась сразу после окончания второй мировой вой­ны. Довольно большой пласт нормативных актов создало за короткий период своего существования в 1948-1949 гг. и народное правительство Северного Китая.
В целом несовершенство созданной в освобожденных районах правовой базы делало полный отказ новой власти от старого законодательства вряд ли оправданным. Глав­ную роль в этом сыграли идеологические стереотипы орто­доксального марксизма, в соответствии с которыми гоминьдановское право не могло расцениваться иначе как реакци­онное и враждебное, обреченное на уничтожение.
После образования КНР правовой партикуляризм со­хранился. До 1954 г. страна была разделена на упоминав­шиеся выше большие административные районы, военно-административные комитеты которых осуществляли обшир­ное нормотворчество. Некоторые нормативные акты этих районов помещались в общекитайских сборниках законов и постановлений, особенно по вопросам, еще не отрегулиро­ванным национальным законодательством.
Правотворчество КНР отличалось в эти годы многосубъектностью, которая выражалась в предоставлении нормотворческих прав широкому кругу властных органов. Кроме властей больших административных районов субъектами ме­стного правотворчества выступали военно-контрольные ко­митеты НОАК. С образованием КНР законодательные пра­ва в общегосударственном масштабе стали осуществлять Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), Административный совет и комитеты этого Совета. Всего до "культурной революции" 1966-1976 гг., когда законода­тельная деятельность прекратилась, было издано 1500 за­конов и постановлений только на национальном уровне. Кроме того, большое значение имели обобщения судебной практики и различные проекты нормативных актов, кото­рые применялись на практике выборочно, но иногда в срав­нительно широких масштабах.
Первым законодательным актом, принятым ЦНПС, был опубликованный 1 мая 1950 г. Закон о браке, продолжавший традиции семейного законодательства освобожденных рай­онов. Закон уже в масштабе всей страны устанавливал оди­наковые права и обязанности мужчин и женщин в браке, закреплял обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей, равноправие внебрачных детей с детьми, ро­дившимися в браке. За ним последовал Закон о земельной реформе (21 июня 1950 г.), целью которого была ликвидация помещичьего землевладения. Закон регулировал конфиска­цию помещичьей земли, принадлежавших помещикам сель­скохозяйственного инвентаря, излишков зерна, части жи­лых строений в сельской местности и их распределение среди "безземельных и малоземельных крестьян".
Первые акты того времени в области трудового права были приняты Всекитайской федерацией профсоюзов (Вре­менные правила о порядке разрешения трудовых конфлик­тов от 20 ноября 1949 г., Временные правила о заключении договоров между трудящимися и предпринимателями на ча­стных предприятиях от 22 ноября 1949 г. и др.). Но тогда же принимаются и государственные акты в этой области. Так, 22 ноября 1949 г. министерством труда принимаются Пра­вила организации и работы городских комиссий третейско­го суда по конфликтам между трудом и капиталом. Во всех актах, касающихся взаимоотношений труда и капитала, го­ворилось о сочетании государственных интересов с частны­ми, о достижении обоюдной выгоды труда и капитала и ис­ключались забастовки как метод разрешения трудовых кон­фликтов.
Хозяйственные отношения в промышленности и тор­говле в восстановительный период регулировались глав­ным образом множеством ведомственных инструкций и по­ложений. Однако тогда же были изданы основополагаю­щие акты, направленные на централизацию управления экономикой, которыми явились принятые в марте 1950 г. два постановления Административного совета: о централизации финансово-экономической работы и об осуществ­лении мероприятий по централизации государственной торговли в стране. Постановление о централизации фи­нансово-экономической работы предусматривало центра­лизованное распоряжение финансовыми поступлениями и расходами, ранее находившимися в ведении местных вла­стей, устанавливало строгую финансовую систему, в ре­зультате чего была приостановлена инфляция.
В декабре того же года Административным советом принимается Временное положение о частных предпри­ятиях, создававшее определенную правовую базу для пред­принимательской деятельности национальной буржуазии. В нем регулировался порядок создания, регистрации и деятельности частных предприятий, закреплялись их фор­мы (простые товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные компании и т. п.), права и обязанности их участников и другие вопросы. Несмотря на командно-разверсточную систему в китайской экономике, в праве КНР в 50-е гг. прослеживались тенденции к фор­мированию нескольких видов и даже групп хозяйствен­ных договоров, регулировавшихся ведомственными инст­рукциями.
В самом начале 50-х гг. было принято несколько важ­ных общекитайских нормативных актов по уголовному пра­ву. Первый из них, принятый Административным советом в феврале 1950 г., - Циркулярный приказ о строгом запре­щении опиума и других наркотиков. Позднее в том же году Административный совет совместно с Верховным народным судом издал Директиву о подавлении контрреволюционной деятельности, а в 1951 г. ЦНПС - подробное Положение о наказаниях за контрреволюционную деятельность. В том же году Административным советом принимаются Временное положение о наказаниях за подрыв государственной денеж­ной системы и Временное положение об охране государст­венной тайны. Вслед за этим в 1952 г. ЦНПС принимается Положение о наказаниях за коррупцию.
Законодатель КНР в уголовном праве шел по пути из­дания нормативных актов об уголовной ответственности по группам однородных преступлений. Помимо перечисленных специальных актов вопросы уголовного права в первые годы существования КНР решались и в законодательных актах, относящихся к другим отраслям права, например, уголов­ную ответственность устанавливал Закон о браке.
Издававшиеся в восстановительный период законы да­леко не всегда были совершеннее своих предшественников в освобожденных районах.
Уже незадолго до принятия первой Конституции КНР в августе 1954 г. появился первый общегосударственный акт, регулирующий вопросы исправительно-трудового права. Административным советом было принято Положение о трудовом перевоспитании. В этом положении определялись виды исправительно-трудовых учреждений, регулировалась их воспитательная и производственная деятельность, опре­делялся порядок содержания заключенных. Одновременно с Положением были приняты Временные правила о поряд­ке освобождения заключенных исправительно-трудовых учреждений после отбытия ими срока наказания и об их трудоустройстве. Эти правила существенно ограничивали возможность ухода заключенного, отбывшего срок наказа­ния, из места расположения исправительно-трудового уч­реждения. Органы общественной безопасности могли самостоятельно решать вопросы об оставлении заключенных в местах отбытия наказания "для трудоустройства".