Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Французская революция XVIII в. и право

Глубокое вторжение Французской революции XVIII в. в сферу права явилось результатом общего кризисного состояния общест­ва, а также явного несоответствия средневекового права насущным потребностям развития страны.
В отличие от Англии во Франции накануне революции правовая система была более архаичной и консервативной, мало соответствовала требованиям времени, препятствова­ла наступлению назревших социальных и политических перемен.
Недовольство третьего сословия дореволюционным пра­вом усугублялось еще и тем, что в стране по сути дела не было единого национального правового комплекса, а царила правовая разобщенность. Во Франции, "меняя почтовых лошадей, меняют право", - точно подметил Вольтер. Пра­вовой партикуляризм дорого обходился торговцам и пред­принимателям.
Сокрушительная критика основных устоев феодально­го права в работах французских просветителей XVIII в. еще до начала революции идейно подготавливала падение ста­рых правовых порядков. "Хотите вы иметь хорошие зако­ны? - писал Вольтер. - В таком случае сожгите ваши за­коны и выработайте новые".
Требования коренной реформы права, в частности соз­дания единой национальной правовой системы, содержались в многочисленных наказах третьего сословия своим депута­там в Генеральных штатах в мае 1789 г.
Рационалистическая философия XVIII в. с ее верой в аб­страктного человека, вне конкретного общества и времени, позволила идеологам революции не только выявить легкоуязвимые стороны феодального права, но и наметить основные направления в создании универсальной правовой системы.
Поэтому в ходе революции ее лидеры смогли поднять­ся до больших правовых обобщений, до провозглашения принципов нового права.
Именно такой глобальный подход к праву проявился уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., ко­торую Мирабо называл документом "для всех народов, на все времена". Авторы декларации и других актов револю­ции считали, что "единственным оракулом законодателя должна быть сама природа".
Такая направленность Декларации 1789 г. и Конститу­ции 1791 г. свидетельствовала о решимости французских революционеров вторгаться, порой достаточно опрометчи­во, в самые сложные и тонкие вопросы права.
Отвергая свойственные старому режиму произвол и беззаконие, французские революционеры вместе с тем при­няли на себя обязательство построить новый правовой по­рядок на "твердой основе закона".
Основанное на четких и определенных принципах, кон­ституционное и текущее законодательство французской революции (в отличие от английской) активно вторгалось в самые разные стороны жизни общества, освобождало его от сковывавших пут средневекового права.
В юридическом плане эти законы были далеки от со­вершенства, но зато они отражали характерные для того времени революционный пафос и энтузиазм. Поток рево­люционного законодательства сметал старое право, расчи­щал дорогу для установления во Франции свободного пред­принимательства.
Большая часть законов, принятых Учредительным со­бранием, была направлена именно на создание нового об­щества, свободного от средневековых институтов. 29 авгу­ста и 18 сентября 1789 г. Учредительное собрание приняло законы, отменяющие старые регламентации и ограничения при продаже зерна, и положило тем самым начало утвер­ждению принципа свободы торговли.
В октябре было отменено дореволюционное запреще­ние брать проценты по займу, что открыло простор для кре­дитных операций. 29 сентября 1790 г. была запрещена веч­ная аренда, являвшая собой типичный институт феодаль­ного права, и установлен максимальный срок имуществен­ной аренды - 99 лет.
В феврале 1791 г. Учредительное собрание упразднило средневековые цехи. Важное значение имел Закон от 2-17 мая 1791 г., который отменял феодальные ограничения в торговле, ремесле и декларировал свободу предпринима­тельства. Статья 7 этого Закона гласила, что "любое лицо имеет право заниматься таким делом или выбирать такую профессию, ремесло или торговлю, которые оно сочтет же­лательными".
Политику Учредительного собрания в этом направле­нии продолжили Законодательное собрание и Националь­ный конвент. Декрет Конвента от 9-12 марта 1792 г. отме­нял личное задержание за долги.
Ту же цель отмены феодальных порядков в конечном счете преследовала и реформа наследственного права. В марте 1790 г. был отменен такой характерный феодальный институт, как майорат. Законы 8-15 апреля 1791 г. устано­вили полное равенство детей при разделе наследства.
В сентябре 1792 г. в период жирондистского правитель­ства был принят закон о секуляризации актов гражданско­го состояния: был введен обязательный гражданский брак, признавалась широкая свобода развода, были уравнены в правах законные и внебрачные дети.
Радикальное законодательство французской революции в значительной степени явилось результатом длительной и упорной борьбы со средневековыми порядками представи­телей третьего сословия, прежде всего крестьянских масс, которые в буквальном смысле слова "огнем писали свою революцию". Характерно в этом отношении рассмотренное выше аграрное законодательство революции (см. гл. 3).
Сменявшие друг друга революционные правительства не только осуществляли преобразования в области права, но и предпринимали определенные шаги к его систематиза­ции. Учредительное собрание еще в декрете от 21 августа 1790 г. заявило о необходимости составить кодексы граж­данского, уголовного и процессуального права, "простые, ясные и согласованные с конституцией".
Положение о кодексе гражданских законов, "общих для всего королевства", было включено в Конституцию 1791 г. Но бурное и непредвиденное развитие революции помеша­ло новой власти осуществить все задуманные кодификаци­онные работы. Правительственная власть в ходе революции не была достаточно прочной для того, чтобы обеспечить ста­бильность в праве. Наконец, требовалось время, чтобы най­ти наиболее точные и практичные правовые формы для за­крепления общих правовых принципов.
Учредительное собрание успело разработать лишь Уго­ловный кодекс (УК), который был принят в 1791 г. Соста­вители УК (Лепелетье и др.) опирались на просветитель­ские идеи в области уголовного права, которые еще до ре­волюции высказывали такие мыслители, как Беккария, Монтескье, Вольтер. Авторы УК стремились перевести на конкретный язык уголовного закона демократические по­ложения Декларации 1789 г.
Но уже в этом первом уголовном кодексе нового време­ни наметился явный разлад между просветительскими и гуманистическими идеями дореволюционного периода и кон­сервативной позицией фейянов в Законодательном собра­нии.
УК 1791 г. имел простую и четкую структуру. В первой его части ("О наказаниях") была осуществлена тщательная регламентация наказаний, которые отныне допускались во Франции в соответствии с принципом nulla poena sine lege. В перечне наказаний отсутствовали типичные для средне­вековой эпохи членовредительские наказания. Во второй части УК ("О преступлениях и наказаниях") содержалось исчерпывающее перечисление деяний, которые рассматри­вались как преступление, исходя из принципа nullum crimen sine lege. Это также было большим прогрессом по срав­нению с феодальным уголовным правом. Исключались так называемые религиозные преступления, наказания в прин­ципе были соразмерны преступлениям и т.д.
Специфической особенностью УК 1791 г. были абсолютно определенные санкции, т.е. каждому преступлению соответ­ствовало строго фиксированное наказание. Такая система, естественно, исключала всякий произвол суда при выборе меры наказания и отражала реакцию революционного законодателя на многочисленные злоупотребления королев­ских судей в дореволюционную эпоху. Но она была слиш­ком казуистической, а поэтому мало практичной.
Все преступления, по Кодексу, делились на две груп­пы: преступления против публичных интересов и против частных лиц. Последние в свою очередь распадались на пре­ступления против личности и против собственности. Охра­не частной собственности УК уделял много внимания, ей посвящались 48 из 125 статей Кодекса.
Наказания в УК хотя и были существенно смягчены по сравнению со средневековым правом, все же оставались дос­таточно суровыми. Смертная казнь, которая проводилась публично, назначалась в 35 случаях.
Сохранялись позорящие наказания: публичный обряд лишения чести, выставление у позорного столба. Узаконивались также каторжные работы, предусматривалось дли­тельное одиночное заключение.
УК 1791 г. при всей его непоследовательности был ко­дексом именно революционной эпохи. Для него была харак­терна вера в неограниченные возможности свободного правотворчества. Революционное правосознание охотно воспри­нимало простые и решительные подходы к конструирова­нию как законодательства в целом, так и уголовного права в частности.
С развитием революции в законодательстве, особенно в аграрном, все определеннее проявлялась его антифеодаль­ная направленность, яснее формулировались цели и прин­ципы нового права. Но включение в революцию широких слоев общества, в том числе и его низов, все в большей степени придавало законодательству чрезмерный максима­лизм, который подрывал уже не только старое право, но и основы правовой культуры, порождал правовой нигилизм.