Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Законодательство о компаниях, монополиях и ог­раничительной торговой практике

Длительную, но и зна­чительную - эволюцию в XVIII-XIX вв. претерпело за­конодательство о торговых товариществах (компаниях). Правовой статус торговых товариществ проделал значи­тельный путь развития от сравнительно несложных, осно­ванных на личных связях и полной ответственности всех участников, до компаний, построенных по принципу ак­ционерного общества с ограниченной ответственностью дер­жателей ценных бумаг, выпущенных с целью аккумуля­ции капиталов.
Скандальные спекуляции на лондонской бирже заста­вили английский парламент еще в начале XVIII в. издать специальный акт о компаниях (Акт о "мыльных пузырях"), в соответствии с которым образование акционерных компа­ний без специального государственного разрешения не до­пускалось.
В предпринимательском мире Англии до начала XIX в. в связи с этим актом преобладали признанные "общим пра­вом" торговые товарищества, создававшиеся на паях, но с неограниченной ответственностью участников. В 1825 г. Акт о "мыльных пузырях" был отменен, но разрешительный порядок образования компаний на паях по-прежнему со­хранялся. Однако развивающийся капитализм требовал бо­лее оперативного и гибкого законодательного решения во­проса о деятельности и организации компаний, создания для них более благоприятных условий. Именно эта потребность и вызвала к жизни в 1844-1867 гг. целую серию законов о компаниях.
В принципе английское право до этого времени не знало специального понятия "юридическое лицо". Эти же законы рассматривали торговые товарищества, выпускающие цен­ные бумаги и участвующие в имущественном обороте, как самостоятельные (юридические) лица, не совпадающие с самими учредителями и акционерами. В торговом обороте директор компании выступал от имени компании как тако­вой, а не от совокупности ее индивидуальных участников. Для учреждения новой компании по законам требовались не менее семи учредителей, выпуск именных акций, разра­ботка устава, но для этого уже не нужно было получать предварительного правительственного разрешения. Предусматривалась лишь простая регистрация основных учреди­тельных документов компании (так называемый явочно-нормативный порядок).
Законодательство 1844-1867 гг. способствовало кон­центрации капитала в руках небольшого слоя предприни­мателей, позволило организаторам товариществ (компаний) играть на повышении и понижении курса ценных бумаг, присваивая себе таким образом средства разорившихся дер­жателей акций (паев). Некоторые попытки английского пар­ламента сдержать эти процессы, ввести ограничения для манипуляций с ценными бумагами (закон 1879 г.) не имели сколько-нибудь значительного успеха.
Усиление значения межакционерной корпоративной формы объединения капиталов, резкое увеличение удель­ного веса компаний в английской экономике в начале XX в. вызвали к жизни новый закон о компаниях - Акт 1908 г., который носил характер консолидированного и объединил все предшествующее законодательство по данному вопро­су. В этом акте было закреплено деление компаний на так называемые публичные и частные.
По закону 1908 г., публичные компании получили пра­во расширять свои уставные капиталы и круг своих участ­ников за счет обращения к "публике" с предложением по­купать паи и тем самым участвовать в ее деятельности и получении прибылей (дивидендов). Такая организация пуб­личной компании послужила базой для создания концеп­ции демократизации капитала, трансформации права част­ной собственности из института сугубо индивидуалистиче­ского в социальный. В форме публичных компаний позднее, в XX в., организовывались и государственные предприятия, возникавшие в процессе национализации.
Частные компании были ограничены максимум 50 уча­стниками, которые сами должны были покрывать весь ка­питал и не могли продавать посторонним лицам акции (паи) и другие ценные бумаги. Но в отличие от публичных компа­ний они не обязаны были публиковать свои балансы. По­следнее обстоятельство делало эту форму весьма удобной для предпринимательского мира Англии.
Важную роль в разработке и развитии "права компа­ний" сыграло и судейское право. Так, в 1897 г. по делу Salo­mon v. Salomon Co. Ltd. был установлен важный прецедент, в соответствии с которым признавалась и получала статус юридического лица компания, состоявшая из одного чело­века. Так в английском праве появилась конструкция "ком­пания одного лица", которая получила разработку в после­дующем законодательстве.
В XX веке в Англии резкое увеличение роли корпора­тивного капитала повлекло за собой принятие целого ряда новых актов о компаниях (1929 г., 1948 г., 1985 г. и т. д.). Последним значительным источником акционерного права в Англии стал Закон о компаниях 1985 г. Этот акт заменил собой Закон о компаниях 1948 г., учтя при этом многочис­ленные поправки и дополнения, которые были приняты в 60-80-е гг.
Закон 1985 г., как консолидирующий акт, ставил своей целью объединить действующее законодательство о компа­ниях, но не кодифицировать или преобразовать его ради­кальным образом. Он не изменил существенно само право­вое регулирование организации и деятельности компаний в Англии, а лишь упорядочил соответствующее законодатель­ство. Но даже в переработанном виде английское законода­тельство о компаниях остается достаточно сложным и за­путанным. Сам Закон 1985 г. состоит из 27 разделов и 747 статей и 25 приложений к Закону.
В Законе регулируется широкий круг вопросов органи­зации и функционирования компаний, включая уставные до­кументы, порядок выпуска ценных бумаг, вопросы несостоя­тельности. Большое внимание уделяется процедуре ведения и форме торговых книг компаний, предъявлению ежегодных отчетов о состоянии дел компании и т. д. Также в Закон введе­ны специализированные правила, касающиеся банковских, страховых и тому подобных компаний. Закон о компаниях 1985 г. был дополнен и рядом актов, которые регулируют от­дельные виды деятельности компаний, в частности, Закон о сделках с ценными бумагами, Закон о слиянии компаний.
Законодательство о компаниях, заложившее в Англии основы корпоративного капитализма, создало одновремен­но благоприятный климат для вовлечения в их деятельность миллионов англичан, держателей ценных бумаг.  Но это законодательство породило также условия, при которых неизбежным стало появление различных видов монополи­стической практики. До окончания второй мировой войны английский парламент не придавал большого значения про­блемам монополизма и ограничительной рыночной практи­ки. В послевоенный период лейбористское правительство на основе специальных обследований экономики пришло к выводу, что быстрый рост монополистических объединений, в частности, различных видов картелей, препятствует вос­становлению и обновлению английской промышленности, полной занятости, являясь потенциальной угрозой для эко­номики в целом.
В 1948 г. специальный закон о монополиях предусмот­рел создание соответствующей комиссии по монополиям и ограничительной рыночной практике. Комиссия должна была проводить расследования в тех случаях, когда при поставке товаров на тот или иной рынок возникали "монополистиче­ские условия". Последние означали, что по крайней мере одна треть всех товаров определенного вида, которые продава­лись в "Соединенном королевстве или в его существенной части", поставлялись одним лицом или одному лицу. По ре­зультатам расследования составлялся доклад, представляе­мый в правительство, с соответствующими рекомендациями.
В 1953 г. консерваторы с целью поддержания свобод­ной рыночной системы провели через парламент более про­странный "Закон о комиссии по монополиям и ограничи­тельной практике". Этот закон предусматривал более ши­рокое обследование рыночных отношений и установление возможного вреда от монополистических условий и ограни­чительной торговой практики. Применение этого закона и, в частности, расследование в целых отраслях промышленно­сти (цементная, отбеливающие вещества и т. д.) показали недостаточность антимонопольного законодательства, осно­ванного только на получении информации о степени моно­полизации рынков.
В 1956 г. при консервативном правительстве был при­нят Закон об ограничительной торговой практике. Антимо­нопольное законодательство приобрело таким образом в Англии двухпартийный характер. Основным нововведени­ем Закона 1956 г. было создание государственных органов, специально предназначенных для контроля за "монополи­стическими ситуациями" и "антиконкурентной практикой". Такими органами являлись: Регистратор ограничительных соглашений и специальный Суд по ограничительной прак­тике. Регистратор обязан был выявлять договоры и целые виды ограничительной практики, которые касались произ­водства, поставки товаров, цен и т. д., если таковые порож­дали отрицательные последствия для конкуренции. Доку­менты с результатами расследования, показывающими вред, причиненный ограничительными картельными соглашения­ми, передавались в Суд по ограничительной практике, ко­торый в случаях отсутствия "уважительных причин" выно­сил решения о запрещении такой практики как противоре­чащей публичному интересу.
В 60-70-х гг., когда выяснились недостаточная эффек­тивность и неполнота предусмотренной в Законе 1956 г. сис­темы контроля за практикой торговых ограничений, парла­мент принял целую серию новых антимонопольных актов: Закон о ценах на перепродажу товаров 1964 г., Закон о мо­нополиях и слияниях 1965 г., предусмотревший создание специальной комиссии по монополиям, Закон 1968 г. об ог­раничительной торговой практике, предусматривающий регистрацию не только торговых, но и информационных соглашений.
В 70-80-х гг. английское антимонопольное законода­тельство, как и многие другие институты права, подверг­лось консолидации, а одновременно совершенствованию и упрощению. Комиссия по монополиям была преобразована в комиссию, по монополиям и слияниям компаний. Регист­ратора ограничительной практики заменил Генеральный директор по честной торговле (Закон о честной торговле 1973 г., Закон об ограничительной торговой практике 1976 г., Закон о перепродаже товаров 1976 г., Закон о конкуренции 1980 г.). Об усилении контроля за монополистической прак­тикой и за антиконкурентной рыночной деятельностью сви­детельствует тот факт, что новое законодательство устано­вило более жесткие критерии "монополистических ситуа­ций". К таковым относилась поставка на рынок уже не од­ной трети, а лишь одной четверти какой-либо продукции или товаров.
К законодательству, направленному против установле­ния ограничительных (монополистических) условий в тор­говле, а также в сфере услуг, примыкает принятое в по­следние десятилетия законодательство о защите потреби­телей, под которыми понимаются конечные получатели то­варов и услуг.
В 1974 г. был принят также Закон о потребительском кредите, в котором регулировались многие вопросы предос­тавления и использования кредитов. В этом же законе пре­дусматривалась целая серия и других мер, направленных на защиту прав потребителя. Тем самым было положено начало обширному законодательству, которое привело в Англии к появлению специализированного "права потреби­телей".