Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Эволюция системы современного права

Развитие го­сударственного регулирования экономики, особенно усилив­шееся с 30-40-х гг. и повлекшее за собой расширение пра­вительственного вмешательства в различные сферы обще­ственной жизни, привело к дальнейшей дифференциации системы законодательства и к дроблению ряда основных отраслей права (гражданского, административного и др.). В результате отпочкования ряда традиционных институтов появились новые отрасли законодательства: семейное, па­тентное, авторское, банковское, страховое и т. д.
Одновременно наметилась и другая тенденция - тес­ное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового ре­гулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а следователь­но, ослабление различий между публичным и частным пра­вом. В ряде стран исчезает и дуализм частного права, выражавшийся в самостоятельном развитии гражданского и торгового права (например, в Италии с 1942 г. действует единый гражданский кодекс, охватывающий все частное право).
Необходимость единообразного регулирования всей со­вокупности сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права (атомное право, транспортное и т. д.). В юридической литературе входят в употребление такие правовые конструкции, как предпринимательское право, хозяйственное право, деловое право, экономическое право, право торгового оборота и т. д.
Активное развитие законодательства, связанного с ре­гулированием хозяйственной жизни, повлияло не только на усложнение национальных правовых систем, но и на усиле­ние взаимодействия правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и от­дельных его видов (инвестиционное, валютно-денежное, на­логовое и т. д.). Эта тенденция к сближению разных право­вых систем отражает объективные потребности развития мирового хозяйства, и особенно интересы транснациональ­ных компаний (ТНК). Такие компании осуществляют свой бизнес одновременно во многих странах мира и заинтересо­ваны в единых правовых подходах при регулировании ана­логичных экономических отношений. Интеграционные про­цессы в экономике неизбежно влекут за собой усиление еди­нообразия в праве разных стран, ведут к ослаблению бы­лых различий и контрастов между континентальной и анг­лосаксонской правовыми системами.
Одной из характерных особенностей эволюции права после второй мировой войны является значительное воз­растание (по сравнению с предшествующей эпохой) воз­действия норм международного права на внутреннее пра­во отдельных государств. Это воздействие охватывает как конституционное законодательство, так и всю правовую сис­тему в целом. Особенно заметно в последнее десятилетие увеличение числа норм международного права, затраги­вающих торговые и иные экономические отношения меж­ду различными государствами. В результате возникает своеобразное международное экономическое право. Спе­цификой норм международного права является то, что они в процессе трансформации реализуются в нормы внутри­государственные.
Реализация (имплементация) норм международного пра­ва осуществляется различными путями. Это может быть ра­тификация и официальная публикация соответствующего международного договора, как это, например, происходит во Франции и некоторых других странах. Но, например, в Ве­ликобритании имплементация достигается путем издания специального нормативного акта. Конституции ряда западноевропейских стран, принятые в послевоенный период, ис­ходят из принципа верховенства ратифицированного меж­дународного договора над внутренним законодательством. Поскольку эти государства являются участниками многих международных конвенций, регулирующих морские, воздуш­ные, железнодорожные и автомобильные перевозки, кредитно-расчетные отношения, патентные права и т. д., это потре­бовало от них внесения изменений во внутреннее законода­тельство.
Особенно важную роль в процессе унификации и гар­монизации законодательства играют международные эко­номические и политические сообщества европейских госу­дарств (Общий рынок и т. п.), в рамках которых вырабаты­ваются многосторонние договоры, например, конвенции о взаимном признании компаний (1968 г.), о патенте для Об­щего рынка (1975 г.) и др., на основе которых в свою очередь государства - участники договора принимают или коррек­тируют соответствующее национальное законодательство (акционерное, патентное, антимонопольное и т. д.). Учреди­тельные нормы международных политических и экономи­ческих сообществ нередко входят в национальное право го­сударств-участников и без принятия соответствующих нор­мативных актов, в силу самой ратификации договора (на­пример, Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС).