Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Революции XVII-XVIII вв. и их роль в формирова­нии права нового типа

Становление современного права - это длительный исторический процесс, охватывающий не­сколько столетий и начавшийся еще в раннем средневеко­вье. Он протекал эволюционно и более плавно, чем соответствующие процессы в сфере политики и государства, где они нередко принимали форму общественных катаклизмов.
Историко-культурные корни современного права скла­дывались на почве рецепированного римского права, город­ского права, международного торгового права и были доста­точно глубокими и прочными. Но вместе с тем правовые системы эпохи средневековья были весьма несовершенны, а многие их положения тормозили развитие политической демократии и капиталистического предпринимательства. Эти черты средневековых правовых систем, отличавшихся к тому же отсутствием внутреннего единства, препятствовали про­грессивным изменениям в праве.
Важную роль в реформировании старого феодального права на новой основе сыграли английская революция XVII в. и французская революция XVIII в. Эти революции, особен­но французская, были серьезным испытанием на прочность оставшейся от средневековья правовой надстройки. Как вся­кие общественно-политические катаклизмы, эти революции не способствовали непосредственному укреплению право­вых начал в обществе. Наоборот, они привели во многом к неоправданному разрушению правового здания, создавае­мого веками, к ломке традиционной правовой культуры, к правовому нигилизму и волюнтаризму.
Как показал исторический опыт Франции и Англии, создание нового права происходило не только в годы рево­люционных потрясений, а, наоборот, в годы, характеризую­щиеся политической стабилизацией и духом консерватиз­ма. Тем не менее в широкой исторической перспективе эти революции, положив начало перевороту в области экономи­ки и политико-государственных структур, в конечном сче­те привели к значительным изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавшего становлению и быстрому развитию капитализма.
Пределы вторжения революции в средневековое пра­во, темпы обновления и переустройства правовой системы во многом зависели и от конкретных исторических условий разных стран. Там, где конфликт между интересами пред­принимателей и всего общества с феодальным правом при­нял наиболее острые формы, где в борьбу с архаичным фео­дальным правопорядком активно включились плебейские слои населения, смена средневековой правовой системы новым правом (как показывает пример Франции) произош­ла быстрее и в более радикальных формах. Там, где рево­люция не привела непосредственно к политическому гос­подству буржуазии, где последние шли к власти долгим путем и через серии компромиссов с землевладельцами (осо­бенно показателен пример Англии), послереволюционное право в большей степени было проникнуто духом традиций и сохраняло элементы средневековой правовой системы.
Таким образом, современное право в странах Запада (в первую очередь в Англии и Франции) складывалось и раз­вивалось как логическое продолжение сложившихся ранее систем средневекового (например, "общего права") и даже античного (римского) права. Новое право не могло быть чем-то существенно иным, чем предшествующее право, поскольку в своем саморазвитии оно вобрало в себя, сохранило и ис­пользовало многие его конструктивные, общественно-полез­ные элементы.
Степень правопреемства современного и предшество­вавшего ему права (например, римского, обычного) была столь велика, что, в сущности, нигде дореволюционные пра­вовые системы не исчезли бесследно. Значительная их часть вошла в обновленном виде в современное право, трансфор­мировалась в его нормы, так как и средневековое право функ­ционировало в обществе, знавшем уже и частную собственность, и рыночные отношения, и достаточно высокий уро­вень юридической техники. Отрицание средневекового пра­ва в ходе революций XVII-XVIII вв. и в последующие пе­риоды происходило главным образом применительно к той части его норм, которые игнорировали коренные интересы частных собственников, затрудняли дальнейшую эволюцию и внутреннее согласование самой правовой системы, прихо­дили в противоречие с экономическими и политическими потребностями капитализма.
Становление нового права означало большой прогресс в истории человеческого общества. Оно проходило не толь­ко путем отрицания и упразднения средневековых инсти­тутов в экономике и политике. Право обнаружило огромный созидательный потенциал, создавало необходимый простор для роста производства и торговли, для проявления личной инициативы, для всестороннего удовлетворения потребно­стей быстро развивающегося общества. На новой историче­ской ступени развития права в нем проявился ряд важных свойств и качеств.
Право нового времени, в отличие от дореволюционного, которое характеризовалось разобщенностью и правовым партикуляризмом, повсеместно рождалось в виде интегри­рованных национальных правовых систем. Именно капита­лизм, ломающий всевозможные сословные, региональные, таможенные и иные барьеры, привел к возникновению не только национальных государств, но и национальных пра­вовых систем. В новых правовых системах проявляется тот уровень развития, когда государство начинает играть ре­шающую роль в формировании самого облика правовой сис­темы. Правовая система получает новое качество, новый способ своего существования - систему законодательства и систему права, которая практически лишь в зачаточном виде присутствовала в древнем и средневековом обществах.
Национальные правовые системы, в отличие от расще­пленных правовых систем предшествующей эпохи, приоб­ретают не только общегосударственную силу, но и новое содержание. Они вбирают в себя и правовой опыт предшествующих поколений, и действующее право, и систему пра­ва, и правовое сознание. Новые правовые системы порож­дали и новые формы существования самого права, которое вырастало в большинстве случаев не на обычаях и судеб­ной практике, а на законодательных и иных нормативных актах. Доминирующим началом, своего рода ядром в право­вых системах нового времени с самого начала становится конституционное (государственное, публичное) право, на базе которого строилось правовое здание любого общества.
Новые правовые системы сложились под воздействием формирующегося капитализма, нуждающегося и в адекват­ной правовой системе, и в едином правовом поле. Особое системообразующее значение в становлении нового права имело законодательство. Условно мировую историю права можно разделить на две большие эпохи. В древнем мире и в средние века право рождалось в основном не из установле­ний государства, а из реально существующих и признавае­мых самим обществом отношений.
В новое время право в своем саморазвитии по-прежне­му отражает внутренние потребности общества и меняю­щиеся жизненные условия. Но в нем, особенно с развитием конституционных начал, законодательство становится уже ведущим источником права. Именно оно, а не средства саморегуляции, становится стержнем правовой системы, правообразующим фактором. Законодательство выступает как важнейший инструмент развития права, придавая ему сис­темность, целостность.
В древнем мире и в средние века даже наиболее пол­ные законодательные акты (например, свод законов Юсти­ниана и др.) никогда не создавали основной массы правовых норм, отличаясь казуистичностью. Правовые нормы в эти эпохи формировались через народные обычаи и через судебную практику. Только в новое время и особенно в XX в. право, сохраняя общечеловеческую ценность, находящую выражение в доктрине "верховенства права", выступает в значительной степени в качестве предписания государст­венных органов.
Сложившиеся после революции и получившие свое раз­витие современные правовые системы наряду с принципом "верховенства права", "верховенства закона" включают в себя и другие принципы. В отличие от средневекового новое пра­во базировалось на принципах индивидуализма, отражавше­го в свою очередь раскрепощение личности, ее освобожде­ние от корпоративных, сословных и иных феодальных уз. Это нашло свое выражение уже в первых конституционных и иных законодательных актах французской революции (Дек­ларации прав человека и гражданина и др.). В центр правовых систем нового времени был поставлен именно человек, личность, а не сословно-корпоративные образования. Отсю­да и права человека в самих юридических документах стали рассматриваться как естественные, священные и неотчуж­даемые. В свою очередь они подкреплялись целой совокуп­ностью прав гражданина в публичной и частной сферах.
Важнейшим принципом новых правовых систем стала свобода. Она была не только выражением общечеловече­ского гуманистического идеала, но и выступала как состав­ной элемент гражданского общества с присущими ему сво­бодой предпринимательства, свободой торговли, свободой конкуренции и иных экономических и социальных свобод, которые в свою очередь немыслимы без свободы политиче­ской. Не менее важным принципом права в новое время ста­новится равенство, которое отразило эгалитаристские на­строения в обществе. В юридическом смысле равенство было необходимым элементом самой системы предприниматель­ства, ибо оно положено в основу всех договорных отноше­ний, в том числе трудовых.
Как показал сам процесс формирования послереволю­ционного права, указанные выше принципы и устои права, в том числе и политические свободы, не могли быть обеспе­чены без прочного правопорядка. Предпринимательская дея­тельность особенно нуждалась в упорядоченности и стабильности, с чем связывались представления о разумном строе. Поэтому другим основным принципом нового права стала законность. Она явилась условием реализации политиче­ских и гражданских прав, гарантией демократических ин­ститутов власти, а также стабильности всего экономическо­го оборота.