Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Новые тенденции в развитии латиноамериканских го­сударств в 80-90-х гг. XX в.

Капиталистическая модерни­зация общества, которая происходила и происходит в тече­ние всего XX в. на фоне постоянных экономических кризи­сов и политических потрясений, в конечном счете дала определенные результаты. В последние десятилетия полити­ческая система в странах Латинской Америки претерпела существенные изменения. Получил свое второе рождение конституционализм с его демократическим потенциалом. В значительной мере основой этих изменений стал экономи­ческий рост, который осуществлялся в большинстве госу­дарств на основе различных программ развития (модели неокапитализма, демократического капитализма, коммунитарного социализма и т. д.). В большинстве стран субконти­нента экономический рост имел место на основе не только национального, но и иностранного капитала, принесшего с собой новые современные технологии, оказавшего глубокое воздействие на все общество. Благодаря использованию ре­зультатов научно-технической и информационной револю­ции, а также внедрению новых передовых технологий ряд стран вышел из состояния стагнации и стал динамично раз­виваться. Так, например, Бразилия попала в ведущую группу промышленно развитых стран мира. Экономический рост усилил изменения в социальной структуре общества, где наряду с традиционной олигархией и верхами националь­ного капитала все большее значение стали приобретать средние слои. Они стали выполнять роль своего рода политиче­ского центра. Включающимся активно в государственную жизнь средним слоям удалось частично стабилизировать конституционную систему и смягчить крайности правого и левого экстремизма.
В 80-90-х гг. под воздействием усиливавшихся про­цессов перехода "от тоталитаризма и авторитаризма к де­мократии" все более очевидной стала тенденция к отказу от военных мятежей как средства достижения честолюби­вых политических целей. Разрешение спорных проблем все чаще переносилось на арену легальной политической (в том числе парламентской) борьбы, а перевороты стали носить "дворцовый и бескровный" характер. Заметное воздействие на этот процесс оказали изменения в международном кли­мате, прекращение "холодной войны" и противостояния двух сверхдержав. Становление нового международного порядка создало для латиноамериканских республик благоприятную внешнюю среду.
Таким образом, в 80-90-х гг. военные и военно-фаши­стские диктатуры, установившиеся в предшествующие де­сятилетия в результате путчей и переворотов, повсеместно уступили свои позиции демократическим структурам. Но­вые политические силы, утвердившиеся конституционным путем, а не с помощью насилия, восстанавливали государ­ственно-правовой порядок, и прежде всего систему свобод­ных выборов. Этот процесс был связан также с непрочно­стью и недолговечностью самих диктаторских режимов, ибо они вызвали глубокое разочарование части национальной буржуазии, средних слоев, а также широких масс населе­ния, испытавших на себе все губительные социально-экономические последствия как гражданских, так и военных диктатур. Как правило, военные режимы успешно решали проблему захвата государственной власти, но демонстриро­вали обычно свою несостоятельность как в решении соци­ально-экономических проблем, так и в осуществлении те­кущих задач гражданского управления.
Характерным примером перехода от авторитаризма к конституционализму была в 80-90-х гг. Бразилия, круп­нейшее государство субконтинента. С 1964 г., когда было свергнуто законное правительство президента Гуларта, в стране более 20 лет сохранялось правление различных групп военных, которым на какое-то время удалось "экономиче­ское чудо" (темпы роста промышленного производства пре­высили 11% в год). Но тяжелым наследием военного режи­ма стали огромный рост внешней задолженности, а также усиление социальной напряженности между различными общественно-политическими силами и рост политических репрессий. В конечном счете к середине 80-х гг. военные режимы исчерпали все экономические и политические воз­можности и вынуждены были уступить власть гражданско­му правительству. Это стало возможным именно благодаря усилению политического центра и компромисса разных по­литических сил. Процессы демократизации в Бразилии на­чались с легализации политических партий, восстановле­ния многопартийной системы, принципа разделения властей, основных прав и свобод. В 1988 г. была принята новая Кон­ституция, открывающая путь к дальнейшим демократиче­ским преобразованиям и к восстановлению конституцион­ной законности. Так, небывалым в истории бразильского государства фактом стало мирное отрешение от власти из­бранного на всеобщих выборах президента Ф. Коллора, уличенного затем в коррупции. В апреле 1993 г. впервые в истории Бразилии был проведен плебисцит о форме и сис­теме правления. Голосующие должны были сделать выбор между республикой и монархией, а также между республикой президентской и парламентарной. Большинство из­бирателей отдали свое предпочтение президентской рес­публике. В 1993 г. результатом острых дебатов на конститу­ционной Ассамблее было принятие нового Основного зако­на, ставшего выражением новых подходов к политике, к армии, к праву.
Курс на неолиберализм в экономике и демократизацию общественной и политической жизни характерен и для дру­гих государств субконтинента. Однако сама действительность в латиноамериканском обществе такова, что возможны от­дельные рецидивы политических кризисов и государствен­ных переворотов. По-прежнему значительная часть насе­ления субконтинента с традиционным недоверием относит­ся к демократическим институтам и считает, что только "сильная рука" способна устранить неэффективность и кор­румпированность государственного аппарата.