Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Китайское государство в период строительства регу­лируемой рыночной экономики

В 1976 г., менее чем через месяц после смерти Мао Цзэдуна, были отстранены от вла­сти его ближайшие сподвижники ("четверка") - ядро левоэкстремистской группы в руководстве КПК и КНР, которую возглавила вдова Мао Цзэдуна - Цзян Цин. Возвра­тился на политическую арену страны Дэн Сяопин, избран­ный в том же году на XI съезде КПК заместителем Предсе­дателя ЦК КПК и ставший набирать все больший полити­ческий вес в руководстве партии и страны. Вскоре он стал фактическим лидером партии и государства, хотя формально никогда не занимал поста председателя ЦК КПК или председателя КНР.
В октябре 1977 г. ПК ВСНП принял постановление о внесении изменений в Конституцию КНР. Конституция 1978 г. была ярко выраженным компромиссным документом, соче­тавшим установки нового китайского руководства с некото­рыми лозунгами "культурной революции". В Конституции нашли закрепление даже политические институты "куль­турной революции" (например, "ревкомы"), но вместе с тем были восстановлены положения Конституции 1954 г. о за­прещении дискриминации и гнета в отношении любой национальности, о гарантиях гражданских прав, о прокура­турах, о местных СНП ("ревкомы" стали их исполнитель­ными органами) и др.
Конституция КНР 1978 г. действовала немногим более четырех лет. За этот период в нее дважды вносились суще­ственные изменения, одно из которых было связано с уп­разднением "ревкомов", другое - с введением нового ин­ститута - постоянных комитетов местных СНП.
Действующая Конституция КНР была принята 4 де­кабря 1982 г. Из нее были устранены все формулировки и установки, порожденные "культурной революцией". В от­ношении регулирования организации и деятельности госу­дарственных органов Конституция 1982 г. вернулась почти полностью на позиции первой Конституции КНР, но Пред­седатель КНР не является теперь главнокомандующим воо­руженными силами и не созывает Верховные государст­венные совещания. Усилена была правотворческая компе­тенция Постоянного комитета ВСНП и Госсовета и пр. Вслед за Конституцией были приняты законы об организации ВСНП, Госсовета, местных СНП и местных народных правительств, а также законы о выборах ВСНП и местных СНП. В Конституцию КНР дважды вносились поправки. Первый раз - в 1988 г., когда были легализованы на конституцион­ном уровне частные хозяйства и установлена возможность передачи права землепользования. Целая серия разнообразных поправок в Конституцию имела место в 1993 г. Пер­вая из них (но третья по общей нумерации) вносила изме­нение в преамбулу и связывалась с вынесением на консти­туционный уровень стратегической задачи "четырех модер­низаций" - промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Далее конституционное закрепление получало развитие "многопартийного сотрудничества под руководством КПК". Другие поправки касались отдельных статей Конституции и в основном отражали новый этап в развитии страны - строительство рыночной экономики при сохранении макрорегулирующей роли государства. Напри­мер, существенным образом была изменена 15-я статья Конституции, ранее устанавливающая ведение государст­вом планового хозяйства "на основе социалистической соб­ственности" и отводившая рыночному регулированию вспо­могательную роль. Теперь эта статья гласит: "Государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономи­ку... усиливает хозяйственное законодательство, совершен­ствует макрорегулирование... на основании закона запрещает любым организациям и отдельным лицам нарушать эконо­мический порядок общества".
Отдельной ветвью конституционного законодательства КНР являются принятые ВСНП основные законы Особых административных районов (ОАР): Сянганского (Гонконг­ского) ОАР и ОАР Аомыньского (Макао), вступавшие в дей­ствие в 1997 и 1999 гг., которые предоставили бывшим британской и португальской колониям широкое самоуправле­ние, не сравнимое с довольно узкой административной ав­тономией национально-территориальных единиц. Из ком­петенции ОАР изъяты только вопросы обороны и иностран­ных дел. Вместе с тем за ними сохранено право регулирова­ния въезда в район и выезда из него (выдача виз) и даже право заключения международных соглашений неправитель­ственного уровня. В ОАР создаются свои суды окончатель­ной инстанции, решения которых не могут быть обжалова­ны в какие-либо судебные органы КНР. Действующая в ОАР система права сохраняется в существующем виде, за ис­ключением актов, противоречащих Основным законам. Вме­сте с тем за центром в лице Госсовета остается право на­значения главы администрации каждого ОАР, но обязательно из местных жителей и после определенной процедуры от­бора кандидатуры для назначения коллегией выборщиков. По представлению главы администрации назначаются дру­гие высшие должностные лица соответствующего района. Основные законы гарантируют на 50 лет сохранение в ОАР капиталистического строя и образа жизни.
В КНР происходит постоянное обновление законода­тельства о порядке формирования и организации государ­ственных органов. Наибольшее число новых редакций у За­кона о выборах во Всекитайское собрание народных пред­ставителей и местные собрания народных представителей и Закона об организации местных собраний народных пред­ставителей и местных народных правительств. В эти зако­ны были введены положения об обязательных альтернатив­ных кандидатурах на выборах, о праве участия в выборах граждан КНР, проживающих за границей, если они в пери­од выборов в СНП находятся на территории КНР. Другие изменения касались, например, ограничения численности депутатов ВСНП, увеличения представительства в органах власти малочисленных народов, порядка выдвижения кан­дидатов в депутаты и их отзыва, проведения дополнитель­ных выборов и т.д.
Что касается Закона об организации местных СНП и народных правительств различных ступеней, принятом в 1995 г. в четвертой редакции, то идет процесс его измене­ния и совершенствования, отражающий новые реалии со­циально-экономического развития страны. Совершенство­вание выразилось, например, во введении постов председа­телей в СНП волостей, национальных волостей и поселков. Низовые представительные органы получили, таким обра­зом, отдельных от местных администраций должностных лиц, организующих работу депутатов не только на сессиях СНП, но и в межсессионные периоды. Новые социально-экономические реалии Китая нашли отражение в некоторых статьях о функциях местных органов народной власти. Например, очень характерна замена в нескольких статьях Закона пункта об обеспечении местными органами самостоя­тельности коллективных хозяйств защитой законных прав всех хозяйств, т. е. всех видов собственности. Налицо и тен­денция к демократизации формирования ПК СНП, избра­ния руководства местных правительств, судов и прокура­тур (в частности, предусмотрено упомянутое выше выдви­жение альтернативных кандидатур, которое в некоторых случаях обязательно).
В большем пласте принятых в последние годы админи­стративно-правовых актов значительна роль положений по вопросам государственной службы. Основным нормативным актом в этой сфере является Временное положение о госу­дарственных служащих, принятое Госсоветом КНР в 1993 г. Положение предусмотрело набор служащих по результа­там экзаменов, четкое определение порядка их назначения и смещения, систему периодических аттестаций, отвод от должности (например, из-за родственных связей в аппара­те), ротацию кадров. За Положением последовал целый ряд актов, его конкретизирующих и развивающих.
Таким образом, КНР идет путем совершенствования государственно-правовых институтов. Совершенствуется, в первую очередь, аппарат управления, становясь все более квалифицированным и приспособленным к выполнению стоя­щих перед страной задач. Демократизация институтов но­сит весьма дозированный характер, строго в рамках уста­новившейся политической системы, без сколько-нибудь зна­чительного ее реформирования. Вместе с тем Китай посте­пенно отходит от прежней системы хозяйствования, осно­ванной на административно-командных методах.