Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Государственный строй гоминьдановского Китая

В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое Национальное правительство, считавшее­ся общекитайским. "Органический закон Национального правительства" 1925 г. оставался в силе, в него были внесе­ны лишь некоторые изменения. В том же году были приня­ты законы об организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему пяти властей, кото­рые, однако, не были созданы единовременно, а учрежда­лись постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законода­тельная палата, в 1930 г. - экзаменационная, а в 1931 г. - контрольная.
В основу государственного строительства, осуществлен­ного с приходом Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с "Общей программой строительства государства" Китай дол­жен был вступить в период политической опеки. Офици­альным началом этого периода был объявлен 1929 год.
В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены опекунские функции партии. Согласно решени­ям съезда, в течение всего периода политической опеки выс­шим органом государственной власти объявлялся националь­ный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созыва­ми - Центральный исполнительный комитет. Свои функ­ции, связанные с определением деятельности правительст­ва, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный по­литический совет.
В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В со­ответствии с этой Конституцией национальному съезду Го­миньдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминь­дана, которому было предоставлено право назначать нацио­нальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.
Конституция 1931 г. содержала некоторые деклара­ции и обещания в отношении гражданских прав и народ­ного благосостояния. Но за весь период гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931 г. новые законы об ор­ганизации центральных правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках председателя национального правительства. В частности, ему через на­ходившийся формально вне правительства военный коми­тет были подчинены вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве военного командования на вмешательство в дела административно­го управления и партийные дела в так называемых рай­онах "борьбы с бандитами", а также постановления о по­лицейской системе круговой поруки населения и другие подобные акты.
В год принятия Временной конституции периода поли­тической опеки началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. японское прави­тельство объявило о создании в границах Северо-восточного Китая "независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним представителем свергнутой ди­настии Цин Пу И, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением революционного движения, каратель­ными экспедициями против созданных коммунистами рево­люционных баз - освобожденных районов. Лишь дальней­шее расширение японской агрессии, вызвавшее формирова­ние антияпонского патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г. со­глашение о внутреннем мире. Наступление на освобожден­ные районы было прекращено, однако в течение всей анти­японской войны эти районы подвергались блокаде.
Введение конституционного правления являлось в пе­риод антияпонской войны одним из важнейших демократи­ческих требований различных слоев населения страны. Стре­мясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назна­чали новые и новые даты введения конституционного прав­ления. Наконец 25 декабря 1946 г. Национальное собрание составом, сформированным десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально во­шла в силу через год и поэтому обычно именуется Консти­туцией 1947 г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опе­ки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост президента страны, одновременно упразднялась долж­ность председателя национального правительства. Срок пол­номочий Национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились Законо­дательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых выборов). Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления.
В 1947 году в контролируемых Гоминьданом районах страны проводились выборы депутатов Национального соб­рания, членов Законодательной и Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата и Палата юс­тиции.
Первая сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., еще до избрания главы государства, приня­ла "Временные правила на период национальной мобилиза­ции для подавления мятежа", которыми отменялись неко­торые важнейшие положения Конституции, а президенту предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия. Президентом был избран Чан Кайши. Однако гоминьдановский режим был уже накануне падения - не прошло и полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция 1947 г. осталась ограниченно действую­щим основным законом на территории лишь одной провин­ции Тайвань.