Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Японское государство в условиях оккупационного режима

Победа союзных держав в войне на Дальнем Востоке привела к безоговорочной капитуляции Японии и ее вре­менной военной оккупации американскими войсками, к соз­данию японского правительства, основные направления дея­тельности которого были определены Потсдамской декла­рацией 1945 г., требованиями ее незамедлительной деми­литаризации и демократизации. Главная ответственность за выполнение этих требований возлагалась на американские оккупационные власти, которым был передан с этой целью ряд государственных функций: осуществление контроля над японскими финансами, над составлением государственного бюджета, внешней торговлей, над всеми органами правосу­дия, полиции и пр.
Демократизация и демилитаризация Японии сопрово­ждались роспуском японской армии, ультранационалисти­ческих и фашистских организаций, отменой целого ряда репрессивных законов, в том числе Закона об опасных мыс­лях, ограничений свободы слова, печати, собраний. Были ликвидированы тайная полиция, Министерство внутренних дел, Военное и Морское министерства, которые в прошлом наиболее ярко воплощали в своей деятельности антидемо­кратический, милитаристский характер японской полити­ки. Под воздействием небывалого подъема демократического движения, под контролем американских властей начал проводиться курс и на искоренение тэнноизма, на развен­чание мифов о "божественном происхождении" императора в Японии.
В декабре 1945 г. на основе директивы оккупационных властей синтоистская религия была отделена от государст­ва, а в новогоднем обращении к народу в 1946 г. император публично отрекся от своего "божественного происхождения". Проведенная вслед за этим демократическая реформа об­разования отменила "моральное воспитание" в духе "импе­раторского пути" в школах.
Эти реформы, знаменующие качественно новый этап в развитии японского общества и государства, не были, од­нако, последовательными. Отделение "синто" от государства не лишило императора роли духовного главы страны, "символа государства и единства нации". Не было выполне­но и главное требование Потсдамской декларации о созда­нии подлинно демократического правительства.


В ряду важных социально-экономических реформ, про­веденных в послевоенной Японии, особое место занимает Закон об аграрной реформе 1946 г., сыгравший значитель­ную роль в перестройке послевоенной социальной структу­ры Японии. Этим законом предусматривались ликвидация помещичьего землевладения, перераспределение излишков (сверх 3 те)* обрабатываемой помещичьей земли путем вы­купа ее государством и последующей распродажи крестья­нам (с преимущественным правом покупки арендаторами). Ограничена была земельная арендная плата, введены так­же ограничения для перепродажи земли с целью пресече­ния ее новой концентрации в одних руках и пр. Помещичье землевладение было, таким образом, уничтожено, частное крестьянское хозяйство стало преобладающей формой зе­мельной собственности, что ускорило развитие капитали­стических отношений в деревне.

* 3 те - около 3 га.

Ликвидация помещичьего землевладения должна была происходить вместе с проведением политики декартелиза­ции, устранения засилия финансовой олигархии в промыш­ленности, торговле и финансах страны.
Политика декартелизации не подорвала существенно ведущих позиций крупного капитала в экономической и политической жизни страны, так как ограничилась лишь роспуском головных компаний ("дзайбацу"), державших контрольные пакеты акций, и преобразованием их прежних дочерних компаний в формально самостоятельные. Запре­щалось также владение акциями других компаний, стои­мость которых превышала 25% их капитала. Она, однако, способствовала оживлению конкуренции, что явилось од­ним из дополнительных импульсов развития послевоенной мирной экономики Японии.
Декартелизация, как и в послевоенной Германии, свя­зывалась с политикой денацификации, демократизации го­сударственного аппарата. Но и здесь чистка государствен­ного аппарата от военных преступников не привела к суще­ственным изменениям в кадровом составе государственного аппарата. Из 300 с лишним тысяч чиновников подверглись "чистке", то есть были отстранены от должности, лишь 1129 человек, из них менее 200 принадлежали к верхушке япон­ской бюрократии.
Реформы существенно не затронули и сферы традици­онных трудовых отношений с укоренившейся системой "по­жизненного найма", оплаты труда в зависимости от возрас­та и стажа, дискриминации в оплате труда женщин и пр. Между тем в 1945 г. был принят закон о профсоюзах, по которому рабочие и служащие получили право на органи­зацию профсоюзов, заключение коллективных договоров, а в 1947 г. - закон о трудовых нормах, запрещающий прину­дительный труд. Устанавливались также 8-часовой рабо­чий день, надбавки за сверхурочную работу, оплачиваемые отпуска, ответственность предпринимателя за охрану тру­да; вводились страхование и компенсации при несчастных случаях и по безработице.