Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Проведение в жизнь Потсдамских соглашений по Германии

Принятые в Потсдаме соглашения должны были оп­ределить деятельность не только оккупационных властей, но и вновь создаваемых немецких органов управления.
Союзническое управление германской экономикой сво­дилось первое время к введению системы строгого контро­ля за производством и распределением с целью обеспече­ния немцев продуктами первой необходимости и репараци­онных поставок в счет возмещения ущерба странам, постра­давшим от войны. Более того, необходимо было ломать весь хозяйственный порядок в целях уничтожения военно-промышленного потенциала Германии.
Пункт 12 Потсдамских соглашений, касаясь изменений в отношениях собственности и управления в промышленно­сти Германии, гласил: "В практически кратчайший срок гер­манская экономика должна быть децентрализована с целью уничтожения существующей германской концентрации эко­номической силы, представленной особенно в форме карте­лей, синдикатов, трестов и других монополистических со­глашений...". Речь шла, таким образом, о раздроблении не­мецких компаний на ряд мелких.
Во исполнение Потсдамских решений в 1946 г. был раз­работан план "по репарациям и уровню послевоенной Гер­манской экономики", предусматривающий демонтаж про­мышленных предприятий и введение ограничений и запре­тов на выпуск многих видов продукции. Совокупный объем промышленного производства не должен был превышать 65% от уровня 1931 г. Полностью запрещалось производство любых видов вооружения, тяжелых грузовиков, авиастрое­ние и пр., вводилось квотирование в сталеплавильную, стан­костроительную, электрохимическую и другие отрасли про­мышленности.
Декартелизация встретила на своем пути с самого на­чала ряд трудностей, связанных прежде всего с разным толкованием ее в отдельных зонах. Стороны в СКС так и не смогли выработать общих критериев понятия "монополи­стическое объединение". Демонтаж крупных немецких пред­приятий угрожал полным срывом репарационных поставок, приводил к разрушению производства, превращая 2/3 его оборудования в металлолом. Декартелизация в связи с этим стала проводиться по принципу денацификации. Этому спо­собствовало то, что значительная часть крупных немецких промышленников была арестована за соучастие в преступ­лениях рейха, а их имущество секвестировано. За исключе­нием той его части, которая шла на репарационные постав­ки, оно передавалось в распоряжение земель.
Очень скоро встретились значительные трудности и на пути политики денацификации, проводившейся в основном по американскому плану - "выявить, выделить и изоли­ровать из политической и общественной жизни активных нацистов и их пособников". Эта политика во всех оккупаци­онных зонах была направлена главным образом против 6 млн. членов НСРПГ и ее организаций. Преступными орга­низациями безоговорочно были признаны руководящий кор­пус НСРПГ, гестапо, СА, СС.
После Нюрнбергского процесса по делу главных немец­ких преступников в 1945-1946 гг. в проведение политики денацификации были подключены и немцы. Был принят ряд законов, на основании которых вводилась система местных немецких комиссий (шпрухкаммер) по денацификации и пр. Действуя вместе с трибуналами союзников, они были при­званы выявлять нацистов, классифицируя немцев по степе­ни их причастности к "Третьему рейху" на 5 категорий: "главные виновники", "обремененные виной", "менее обре­мененные", "попутчики" и "незатронутые".
Денацификация, несмотря на значительное число за­действованных в ней организаций и учреждений, все боль­ше превращалась в бюрократический фарс, ибо 95% выяв­ленных лиц, связанных с нацизмом, не пострадали, продол­жая впоследствии занимать видные должности в министер­ствах, судах, университетах, банках, бизнесе. Особенно не­эффективна была система шпрухкаммер, которые обеляли многих сотрудничавших с фашистами лиц на том основа­нии, что они были связаны с ними не по политическим, а по материальным соображениям.
Самым действенным итогом этой политики стало со­гласованное решение Московской сессии СМИД, утвержден­ное законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского государства как центра и вдохновителя германского "мили­таризма и реакции". Это был скорее символический акт, так как Пруссия как государство фактически прекратила свое существование еще в 1945 г.
Действенная, а не мнимая денацификация, освобож­дение немцев от националистических, расовых идей, от на­ционал-социалистских мифов об их "избранности", от экс­пансионистских устремлений требовала времени. Она про­исходила по мере изменения всего духовного климата страны, демократизации ее общественной и государственной жизни, чему способствовали как союзники, так и де­мократически настроенные слои западногерманского обще­ства.