Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Потсдамские соглашения и создание военно-контроль­ного управления оккупированной Германией

После безо­говорочной капитуляции и полной оккупации союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии, которая стала юриди­ческой основой их законодательной и административной деятельности и создания военно-контрольного механизма управления оккупированными территориями.
Важнейшие соглашения по "германскому вопросу" были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии, проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь была впервые обнародована программа пол­ного уничтожения германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, декартелизация, денацификация и де­мократизация были признаны в качестве основных прин­ципов политики союзников по отношению к Германии, за­крепленных в документе: "Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начале контрольного периода". Эти принципы были конкретизированы в требованиях уничтожения "в практически кратчайший срок" фашиз­ма вместе с национал-социалистскими организациями, установления в Германии демократических свобод, раз­решения и всемерного поощрения деятельности демокра­тических партий и профсоюзов, постепенного введения выборности немецких органов управления от районных до земельных. Речь, таким образом, шла о постепенном свободном самоопределении немцев в рамках единого го­сударства.
Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма были проведены первые выборы местных органов и ландта­гов земель, в которых приняли участие Социалистическая единая партия Германии, Христианско-демократический союз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая партия Германии.
Контроль за реализацией Потсдамских соглашений дол­жен был осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС), состоящий из глав военных администраций союзников, ре­шения в котором должны были приниматься на основе кон­сенсуса. Каждый член СКС имел право вето, которым и воспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральных немецких департаментов.
Вся будущая подготовительная работа для СКС возла­галась на Совет министров иностранных дел союзников (СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это время принципов единства Германии стала формула "Восточная и Западная зоны", возникшая в ходе общей дискуссии на Потсдамской конференции по поводу репараций. По этой фор­муле, с разных идейных позиций и стали проводиться в жизнь "экономические и политические принципы при обра­щении с Германией", принятые в Потсдаме.
Уже в июне 1946 г. на Парижской сессии СМИД госсек­ретарь США объявил о намерении объединить свою зону с британской и создать "Бизонию". Решение вопроса о созда­нии единого государства Германии тем самым было постав­лено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мерт­вой точки многочисленные предложения СССР на Москов­ской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизония, по мере укрепления ее экономического единства, стала все боль­ше приобретать черты отдельного государства со своими органами управления, Верховным судом, Центральным бан­ком и пр.
Своеобразным парламентом этого политического объе­динения стал созданный в мае 1947 г. из представителей ландтагов земель Бизонии Экономический совет, которому были приданы законодательные полномочия в тех сферах, которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Роль немецкого правительства, созданного из 5 бизональных управлений, выполнял Директорат. В 1948 г. Эко­номический совет был увеличен вдвое, получив допол­нительные функции главным образом в налоговой сфере. Директорат стал называться Исполнительным советом. Во­прос об общегерманском управлении, таким образом, сни­мался с повестки дня на длительное время. Некоторые ус­тупки Франции по Руру сняли все препятствия для ее при­соединения к Бизонии и создания единой, западной оккупа­ционной зоны - Тризонии, границы которой и определили будущие границы ФРГ.