Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Государственное регулирование экономики в фаши­стской Германии

Агрессивные цели установления мирово­го господства требовали сосредоточения всех материальных ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государст­ва в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг к установлению тоталитарной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середи­ны 40-х гг.
Закон "О подготовке органического построения народ­ного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацист­ские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышлен­ности (как и в других сферах экономики), предписывал об­разование хозяйственных объединений, которые станови­лись единственными представителями соответствующих от­раслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Па­раллельно создавалась территориальная структура управ­ления хозяйством - окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" - пред­ставителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.
С 1935 года началась массированная милитаризация не­мецкой экономики, что выражалось не только в росте про­изводства вооружения, но и в подчинении многих промыш­ленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводи­лись и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был уч­режден Совет имперской обороны и особое ведомство - Управление генерального уполномоченного по военной эко­номике.
В 1936 году было создано ведомство по выполнению че­тырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централи­зованное планирование затрагивало распределение ресур­сов, ограничивало предпринимательскую свободу и образо­вание новых предприятий, устраняло конкуренцию.
Уже в годы войны было создано имперское Министер­ство вооружения и боеприпасов, которое формировало при­менительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое ми­нистерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно по­глотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производ­ства проходило за счет колоссального роста государствен­ного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.
Милитаризация промышленности, всестороннее вмеша­тельство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитле­ровского понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие "субъективные права", которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием "субъективные права члена НСРПГ". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его по­нятием "партийный статус лица".
Основополагающим принципом проекта нового граж­данского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г., стала формула: "право - это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственно­стью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и пар­тийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обще­ствах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что прав­ление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".
Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим - политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, офици­ально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кас­сы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы, а предпринима­тели объявлялись "вождями" предприятий. На основании Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов, им предоставлялось право определе­ния условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринима­телями и рабочими отводилась фашистскому Министерст­ву труда. Для отдельных экономических районов это ми­нистерство назначало из крупных предпринимателей "опе­кунов труда".
В 1934 году был введен порядок принудительного набо­ра рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если это­го требовали задачи "особого государственно-политическо­го значения". А в 1938 г. местным органам власти было пре­доставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по моби­лизации рабочей силы принудительный труд был распро­странен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной эко­номики и снабжения населения.