Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Эволюция государственного регулирования экономики

Эволюция мировой модели капитализма в последней чет­верти XIX в. оказала большое влияние на положение Вели­кобритании в мире и развитие ее политической системы. В этот период Великобритания, которая раньше была "мас­терской мира", потеряла мировое первенство в промыш­ленном производстве. В конце XIX - начале XX в. основой английского капитализма стала не промышленная и торго­вая, а колониальная монополия.
Трудности, связанные с утратой промышленной моно­полии и упадком традиционных отраслей промышленности особенно обострились в результате мирового экономическо­го кризиса 20-х - начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса заставили правящие круги расширить государст­венное вмешательство в экономику и в сферу социальных отношений в целях ее стабилизации.
Наиболее радикальный шаг в этом направлении был сделан после второй мировой войны, когда правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энер­гетической, а также транспорта, связи, гражданской авиа­ции. Значительную долю государственной собственности составили жилой фонд и объекты здравоохранения. Госу­дарственный сектор охватил 20% хозяйства страны. В ре­зультате этого в британском государственном аппарате была создана разветвленная система специальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Среди них особое место заняли публичные корпорации, которые соз­давались главным образом в национализированных отрас­лях. Эти учреждения подчинялись общему руководству со стороны соответствующих министерств, но управлялись особым правлением и отличались административной и фи­нансовой самостоятельностью в оперативной деятельности (Британское железнодорожное управление, Лондонское транспортное управление, Почтовое ведомство и др.). Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входили как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и представители руководства тред-юнио­нов (Национальный совет экономического развития, Финан­совая корпорация по делам промышленности и др.).
Наряду с усилением в послевоенный период регулирующей роли государства в сфере экономики, наблюдалось его растущее вмешательство и в социальные отношения. Расширение социальной функции британского государства сопровождалось созданием специальных органов, таких, как, например, Комиссия по отношениям в промышленности, промышленные трибуналы, выступающих в роли "третьей стороны" в регулировании "отношений в промышленности", между рабочими и предпринимателями. Отношениям в про­мышленности и другим социальным вопросам, в том числе регулированию национальных и расовых отношений, стало посвящаться все возрастающее количество нормативных актов.
Вместе с тем на рубеже 80-х гг. правительство консер­ваторов одним из первых в мире осуществило радикальную переориентацию экономической политики, направленную на сокращение вмешательства государства в экономику в пользу "свободного рыночного хозяйства" и "личной инициативы", максимально возможную приватизацию экономики и ослаб­ление влияния профсоюзов. Основной формой денациона­лизации или приватизации в Великобритании стала откры­тая продажа акций инвесторам, в том числе продажа или безвозмездная раздача акций рабочим и служащим государственных предприятий, распродажа со скидкой государ­ственного жилого фонда и т. п. Такая политика получила название "народного" или "рабочего" капитализма. Уже к началу 90-х гг. доля госсектора в английской промышлен­ности сократилась по сравнению с 1979 г. практически наполовину, а число мелких акционеров утроилось.
Программа превращения англичан в "нацию домовла­дельцев и акционеров" должна была способствовать, по мне­нию ее авторов, укреплению социальной стабильности в стра­не. Но они не учли негативных последствий этих радикаль­ных неолиберальных реформ, приведших к резкой концен­трации богатства и влияния в руках достаточно узкой элит­ной группы. Своеобразным ответом на это стал приход к власти в 1997 г. после длительного бессменного руководства стра­ной консерваторов, правительства лейбористов. Не отказы­ваясь в целом от наследия консерваторов, лейбористское правительство стремится найти новые формы сохранения регулирующей роли государства в условиях свободного раз­вития рынка и общемировых интеграционных процессов.