Top.Mail.Ru
вписать адрес сайта
Контакты:
karayaz@mail.ru
Версия для
слабовидящих


Законодательство 50-60-х гг. против расовой дискриминации

Практика массового отстранения негров от уча­стия в выборах продолжалась вплоть до 50-х гг. XX в. Она достигалась как правовыми (цензовыми) ограничениями, действующими в основном в южных штатах, так и террори­стическими мерами - судами Линча, запугиванием тех чер­ных граждан, которые решались голосовать.
Массовое движение протеста черных американцев про­тив расовой дискриминации привело к принятию в 1957 г. Закона о гражданских правах, дополненного в 1960 г., ко­торым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью была создана Комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе "цвета кожи, расы, религии или национального происхождения" (эта комиссия, входя­щая в Исполнительное управление президента, действует до сих пор и состоит из лиц, назначаемых президентом с согласия Сената). Устанавливалась также судебная ответ­ственность за дискриминационную избирательную практи­ку. Комиссии вменялось в обязанность "расследовать, изу­чать, собирать информацию", рассматривать заявления гра­ждан в случае отказа им в избирательных правах. В особую задачу Комиссии входило также изучение и сбор информа­ции о нормативных актах, дискриминирующих или отказы­вающих в равной защите закона лицам по вышеназванным основаниям.
Слабая эффективность судебных гарантий избиратель­ных прав негров способствовала радикализации требований крепнущего негритянского движения протеста конца 50-х - начала 60-х гг. Если в 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации (начало формального запрещения которой было положено решением Верховного суда 1954 г. по "делу Брауна", признававшего неконститу­ционной практику сегрегации в школах), то в 60-х гг. - требование политического равенства и решения социально-экономических проблем.
1963 год принято считать началом "негритянской ре­волюции" в США, которая проходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихий­ных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощно­го выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гра­жданских правах, который формально ликвидировал дис­криминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр. В частности, закон признавал противоправной дискрими­национную практику предпринимателей при отказе от най­ма, увольнении, ущемлении статуса работника "на осно­вании расы, цвета кожи, вероисповедания, пола и нацио­нальной принадлежности", а также при отказе в "подго­товке и переподготовке по программе ученичества". Закон требовал применения одних и тех же норм, процедур ко всем избирателям в пределах того или иного админи­стративно-территориального подразделения. Им частич­но ограничивалось применение ценза грамотности, отстра­няющего от участия в выборах в основном негритянское население. Министру юстиции предоставлялось право назначать федеральных инспекторов (маршалов) в те мес­та, откуда поступали жалобы о дискриминации на выбо­рах.
Характерной чертой Закона 1964 г. было то, что он за­трагивал проблему равных прав американцев на труд. С этой целью была создана особая Комиссия содействия равной занятости, которая, однако, не смогла решить эту проблему, так как действие закона не распространялось на рабочих мелких предприятий, с числом занятых менее 15 человек. Если работник обращался в Комиссию содействия равной занятости или в суд, предприниматель мог всегда сослаться на его низкую квалификацию.
В 1965 году в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которо­му применение специальных проверок (тестов), отсеиваю­щих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании "расовой при­надлежности или цвета кожи". Федеральному правительст­ву было разрешено посылать своих регистраторов в штаты и избирательные округа, на которых возлагалась ответст­венность за исправления избирательных списков, состав­ленных в нарушение закона.
Эти контрольные акции, однако, должны были прово­диться не повсеместно, а выборочно, и до 1967 г., например, не проводились в таких расистских штатах, как Джорджия, в ряде графств Миссисипи и Алабамы. Более того, даже в случае явной дискриминации в штатах, где зарегистриро­валось 50% избирателей, федеральные полномочия не мог­ли быть применены.
Несмотря на свою неполноту, казуистические препоны, мешающие действенному искоренению дискриминации, За­кон 1965 г., как и предшествующее ему законодательство, имел несомненно положительный эффект. Например, уро­вень зарегистрированных молодых избирателей в штате Миссисипи за 10 лет после принятия закона возрос с 5 до 70%. Он положил начало массовой регистрации негров в качестве избирателей, послужил росту их политического сознания, подготовив тем самым условия для дальнейшего развития антирасистской борьбы.
В 1968 году, после убийства расистами негритянского лидера М. Л. Кинга, с именем которого была связана целая эпоха в освободительном движении американских черных, в стране произошло 930 выступлений негров. В начале 70-х гг. в Закон об избирательных правах 1965 г. был внесен ряд новых положений, в частности временное запрещение ис­пользовать тесты грамотности и другие дискриминационные испытания черных американцев стало постоянно дей­ствующим.
Расширение избирательных, гражданских прав, став общей тенденцией развития американской демократии в XX в., происходит между тем медленно и противоречиво. По срав­нению с 1970 г., например, в 1987 г. более чем в 4 раза уве­личилось число черных американцев, занимающих выбор­ные посты в Америке, но это лишь 1,3% всех выборных долж­ностных лиц страны, хотя негры составляют 11% среди аме­риканцев, обладающих избирательными правами.
Конгресс еще в 1988 г. констатировал, что дискримина­ция в области избирательных прав в отношении языковых меньшинств носит распространенный по всей стране харак­тер, в силу чего запретил проведение выборов только на английском языке, если более 5% граждан какого-либо политико-административного подразделения, региона являются представителями языковых меньшинств. Он обязал суд на­значать федеральных инспекторов, если поступила жалоба от 20 человек, или более с целью подготовки списков лиц, имеющих право голосовать на федеральных или местных выборах. Предусматривалось назначение и других должно­стных лиц по просьбе Генерального атторнея для проверки хода голосования, подсчета голосов и пр. Ему же предостав­лялось право предъявлять иски для оказания помощи гра­жданам "в случае их принуждения с целью уплаты избира­тельного налога". Уголовное наказание грозило и тем, кто запугивал избирателей и угрожал им, предоставлял лож­ные сведения на выборах и пр.
Верховный суд в последние десятилетия рассмотрел не один десяток дел, связанных прямо или косвенно с нару­шением гражданских прав, постановления по которым но­сили противоречивый характер. Если в начале 60-х гг. Вер­ховный суд Уоррена активно проводил в жизнь идею ра­венства при рассмотрении дел о расовой дискриминации, то уже в 1976 г. Верховным судом Бергера была признана пра­вомерность использования расистских квалификационных тестов при отказе в работе неграм, если не были представ­лены доказательства "расовых дискриминационных целей" в самой системе найма на работу. В 1989 г. Верховный суд (по делу компании "Кросон") со ссылкой на необходимость уравнения белых в правах с черными" фактически пере­черкнул действие законов, принятых по Программе позитивных действий в 70-х гг., которые предусматривали пре­доставление определенных льгот при приеме на работу не­грам, испаноязычным и американцам азиатского происхож­дения. К началу 1989 г. безработица составила 4,6% среди белых и 11,6% среди черных американцев.
В октябре 1990 г. президент Буш наложил вето на за­конопроект о гражданских правах, одобренный перед этим большинством голосов в обеих палатах конгресса. Законо­проект предусматривал значительное усиление федераль­ной защиты американцев из числа национальных мень­шинств и женщин от дискриминации при найме на работу. Предусматривалась, в частности, денежная компенсация предпринимателей лицам, пострадавшим от дискриминации. Законопроект прямо был направлен на отмену шести при­нятых ранее постановлений Верховного суда США, кото­рые были расценены как подрыв гражданских прав лиц, подвергшихся дискриминации из-за цвета кожи, религиоз­ных убеждений, пола или национальности. При повторном рассмотрении законопроекта в конгрессе он не получил тре­буемых 2/3 голосов.